Открывая заседание, Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин
Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что вопросы взаимосвязи права, морали, традиций, иных социальных регуляторов носят междисциплинарный характер, имеют большое количество составляющих — исторических, социальных, культурологических, политологических, философских.
Сергей Нарышкин
Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
в своем выступлении также обратил внимание на две существующие в обществе проблемы, связанные с восприятием права. Это часто упоминаемый правовой нигилизм, а также правовой идеализм.
«Само по себе идеалистическое отношение к закону, наверное, можно только приветствовать, — отметил Председатель Государственной Думы, — но только до определенных пределов — до того, когда идеалистическое отношение к праву не переходит в иллюзию, в соответствии с которой якобы все проблемы, которые существуют или появляются в жизни, можно решить с помощью права».
Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России Талия Хабриева заметила, что в последнее время теоретические дискуссии о роли права ослабели по той причине, что практики не уделяют им достаточного внимания.
Кроме того, она предложила восстановить баланс между социальными регуляторами и повышать статус права, как универсального. При этом, подчеркнула Т.Хабриева, если не работает норма морали, то ее далеко не всегда можно заменить правовым актом.
По мнению полномочного представителя Правительства в Конституционном суде, Верховном суде и Высшем арбитражном суде Михаила Барщевского в аморальном обществе и право не работает. И рассматривать эти понятия по отдельности – невозможно.
Наиболее значимой проблемой М.Барщевский назвал правоприменение. По его словам, если даже на уровне высших судов России по одним и тем же случаям принимаются противоположные решения, то что говорить о правовом нигилизме на более низших уровнях.
Полномочный представитель высших судов в Правительстве России выступил за проведение судебной реформы, которая обеспечит независимость и самостоятельности суда.
Председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин
Плигин
Владимир Николаевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что на формирование морали исторически сильное влияние оказывают религиозные институты.
В этой связи он подчеркнул, что законодатель не вправе оставлять нерегулируемое правом пространство, так как в этом случае регулирование может осуществляться, например, по законам шариата. Что недопустимо.
Парламентарий также выделил проблему чрезмерно высокой скорости принятия законов депутатами, из‑за которой нормы не всегда достаточно соответствуют критериям справедливости. «Общество не успевает их оценить, не успевает их принять, а мы уже начинаем их применять, — отметил В.Плигин. — То есть, таким образом не происходит восприятие, а мы начинаем применять, отсюда рождается критерий несправедливости того или иного применяемого закона».
Заместитель Председатель Государственной Думы Сергей Железняк
Железняк
Сергей Владимирович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0204 (Перовский – г.Москва)
напомнил, что в 90-х годах в условиях отсутствия целостной системы морали в обществе возникла иллюзия неподсудности и надсудности. Но развитие эта тенденция не получила благодаря совершенствованию законодательства, обеспечению верховенства закона.
Кроме того С.Железняк выделил проблему мониторинга правоприменения, отметив, что дополнительные возможности для этой работы дает новый закон о Счетной палате.
Руководитель Аппарата Государственной Думы Джахан Поллыева предложила сформировать при Экспертном совете рабочую группу с привлечением специалистов, которая проанализирует тенденции развития правотворчества, а также пригласить выступить их с публичными лекциями в Государственной Думе.