16 октября под председательством председателя Комитета С.А.Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.
Первым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели и утвердили рекомендации «круглого стола» на тему: «Совершенствование законодательного регулирования имущественно-земельных отношений, связанных с размещением и использованием магистральных трубопроводных объектов субъектов естественных монополий» (г.Геленджик, 2–4 октября 2013 г.).
Вторым вопросом повестки дня в соответствии с Бюджетным кодексом РФ Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел в качестве соисполнителя государственную программу Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» в составе материалов к проекту федерального закона № 348499–6 «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
В ходе обсуждения отмечалось, что основными целями Программы являются создание условий для эффективного управления федеральным имуществом, необходимым для выполнения государственных функций органами власти Российской Федерации, и отчуждения федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте.
Основными задачами Программы являются определение целей управления объектами федерального имущества; достижение оптимального состава и структуры федерального имущества путем сокращения доли государства в экономике, а также оптимизация состава федеральных организаций, действующих в конкурентных отраслях экономики; обеспечение контроля за управлением федеральным имуществом, обеспечение снижения вероятности недостижения поставленных целей и задач, а также минимизации возможных потерь, вызванных реализацией неблагоприятных событий и обстоятельств; обеспечение учета и мониторинга федерального имущества путем создания единой системы учета и управления федеральным имуществом, обеспечивающих механизмы сбора, консолидации и представления информации для принятия и анализа эффективности управленческих решений в отношении объектов федерального имущества.
Программа предусматривает перечень целевых индикаторов и показателей и перечень конкретных мероприятий, необходимых для выполнения целей и задач программы.
Депутаты Комитета отметили, что на этапе разработки и принятия государственная программа «Управление федеральным имуществом» являлась предметом неоднократного обсуждения на проведенных Комитетом по вопросам собственности Парламентских слушаниях и расширенном заседании Комитета и в целом получила поддержку.
В отношении приватизации федерального имущества, которая является одной из форм распоряжения имуществом, Комитет по вопросам собственности подтверждает свою позицию, состоящую в том, что основной целью приватизации, особенно крупных предприятий, должно быть не получение доходов в бюджет, а привлечение инвестиций для развития, расширения производства, технического перевооружения. Экономически оправданной является приватизация в первую очередь убыточных или малоприбыльных, обремененных долгами активов, и она должна проводиться с целью недопущения банкротства и модернизации производства. Каждый случай приватизации крупного предприятия должен рассматриваться как отдельный проект.
В этой связи очень важным является полноценное общественное обсуждение с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации, независимых экспертов, ученых. По результатам общественного обсуждения должен делаться вывод о целесообразности приватизации конкретного стратегически значимого объекта, формулироваться основные цели приватизации, определяются способы и условия приватизации, размере выставляемого на продажу пакета акций, круге потенциальных покупателей.
Таким образом, приватизация стратегически значимого федерального имущества должна на современном этапе носить точечный, выверенный, не массовый характер и «работать» на достижение экономического роста. Она должна быть результатом общественного консенсуса, соответствующее решение должно приниматься с участием представителей законодательной власти и руководителей регионов.
Депутаты Комитета считают необходимым рассматривать доходы от приватизации федерального имущества в качестве неналоговых доходов федерального бюджета, а не источников покрытия его дефицита. В этой связи величина доходов от приватизации должна утверждаться Государственной Думой в составе неналоговых доходов федерального бюджета одновременно с утверждением государственной программы приватизации федерального имущества, в первую очередь в части включенных в нее стратегически значимых организаций.
Проведя анализ мероприятий, включенных в государственную программу «Управление федеральным имуществом», и объективные потребности в их финансировании, Комитет по вопросам собственности пришел к выводу о необходимости увеличения финансирования Программы.
По результатам состоявшегося обсуждения депутаты Комитета поддержали включение в проект федерального закона № 348499–6 «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2016 и 2016 годов» финансирования государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» с учетом потребности в дополнительном финансировании указанной государственной программы.
Третьим вопросом повестки дня депутаты рассмотрели проект федерального закона № 300938–6 «О саморегулировании в области независимой технической экспертизы транспортных средств», внесенный депутатом Государственной Думы А.В.Руденко, предусматривающего введение саморегулирования в сфере независимой технической экспертизы транспортных средств, чтобы поднять уровень оказываемых услуг в сфере, затрагивающей интересы огромного круга лиц, являющихся автовладельцами.
Согласно имеющимся данным около 56,8 % владельцев полисов ОСАГО жалуются на затягивание, неправильный расчет выплат и т. д. .
В этой связи вряд ли стоит оспаривать необходимость осуществления изменений для наведения порядка в данной отрасли.
Поэтому депутаты Комитета положительно поддержали позицию автора, что механизмы саморегулирования могут рассматриваться не только как гражданские институты, представляющие интересы предпринимателей, но и как важнейший элемент общей системы регулирования предпринимательской или профессиональной деятельности дополняющий и/или замещающий государственное регулирование.
Вместе с тем в целом законопроект не был рекомендован для принятия Государственной Думой поскольку подготовлен с грубыми нарушениями юридической техники.
Большинство положений законопроекта дублируют аналогичные нормы уже действующего федерального закона от 1 декабря 2007г № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», что не представляется оправданным.
И в тоже время законопроект не предполагает отмены действующих нормативно-правовых актов в области условий и порядка профессиональной аттестации экспертов-техников, порядка ведения их государственнгого реестра, контроля уровня их квалификации.
Без решения этих вопросов по сути будет введено двойное регулирование деятельности экспертов-техников, что способно создать лишь дополнительные административные барьеры.