16 октября под председательством С.А.Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности

16 октября под председательством председателя Комитета С.А.Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.

Первым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели и утвердили рекомендации «круглого стола» на тему: «Совершенствование законодательного регулирования имущественно-земельных отношений, связанных с размещением и использованием магистральных трубопроводных объектов субъектов естественных монополий» (г.Геленджик, 2–4 октября 2013 г.).

Вторым вопросом повестки дня в соответствии с Бюджетным кодексом РФ Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел в качестве соисполнителя государственную программу Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» в составе материалов к проекту федерального закона № 348499–6 «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

В ходе обсуждения отмечалось, что основными целями Программы являются создание условий для эффективного управления федеральным имуществом, необходимым для выполнения государственных функций органами власти Российской Федерации, и отчуждения федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте.

Основными задачами Программы являются определение целей управления объектами федерального имущества; достижение оптимального состава и структуры федерального имущества путем сокращения доли государства в экономике, а также оптимизация состава федеральных организаций, действующих в конкурентных отраслях экономики; обеспечение контроля за управлением федеральным имуществом, обеспечение снижения вероятности недостижения поставленных целей и задач, а также минимизации возможных потерь, вызванных реализацией неблагоприятных событий и обстоятельств; обеспечение учета и мониторинга федерального имущества путем создания единой системы учета и управления федеральным имуществом, обеспечивающих механизмы сбора, консолидации и представления информации для принятия и анализа эффективности управленческих решений в отношении объектов федерального имущества.

Программа предусматривает перечень целевых индикаторов и показателей и перечень конкретных мероприятий, необходимых для выполнения целей и задач программы.

Депутаты Комитета отметили, что на этапе разработки и принятия государственная программа «Управление федеральным имуществом» являлась предметом неоднократного обсуждения на проведенных Комитетом по вопросам собственности Парламентских слушаниях и расширенном заседании Комитета и в целом получила поддержку.

В отношении приватизации федерального имущества, которая является одной из форм распоряжения имуществом, Комитет по вопросам собственности подтверждает свою позицию, состоящую в том, что основной целью приватизации, особенно крупных предприятий, должно быть не получение доходов в бюджет, а привлечение инвестиций для развития, расширения производства, технического перевооружения. Экономически оправданной является приватизация в первую очередь убыточных или малоприбыльных, обремененных долгами активов, и она должна проводиться с целью недопущения банкротства и модернизации производства. Каждый случай приватизации крупного предприятия должен рассматриваться как отдельный проект.

В этой связи очень важным является полноценное общественное обсуждение с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации, независимых экспертов, ученых. По результатам общественного обсуждения должен делаться вывод о целесообразности приватизации конкретного стратегически значимого объекта, формулироваться основные цели приватизации, определяются способы и условия приватизации, размере выставляемого на продажу пакета акций, круге потенциальных покупателей.

Таким образом, приватизация стратегически значимого федерального имущества должна на современном этапе носить точечный, выверенный, не массовый характер и «работать» на достижение экономического роста. Она должна быть результатом общественного консенсуса, соответствующее решение должно приниматься с участием представителей законодательной власти и руководителей регионов.

Депутаты Комитета считают необходимым рассматривать доходы от приватизации федерального имущества в качестве неналоговых доходов федерального бюджета, а не источников покрытия его дефицита. В этой связи величина доходов от приватизации должна утверждаться Государственной Думой в составе неналоговых доходов федерального бюджета одновременно с утверждением государственной программы приватизации федерального имущества, в первую очередь в части включенных в нее стратегически значимых организаций.

Проведя анализ мероприятий, включенных в государственную программу «Управление федеральным имуществом», и объективные потребности в их финансировании, Комитет по вопросам собственности пришел к выводу о необходимости увеличения финансирования Программы.

По результатам состоявшегося обсуждения депутаты Комитета поддержали включение в проект федерального закона № 348499–6 «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2016 и 2016 годов» финансирования государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» с учетом потребности в дополнительном финансировании указанной государственной программы.

Третьим вопросом повестки дня депутаты рассмотрели проект федерального закона № 300938–6 «О саморегулировании в области независимой технической экспертизы транспортных средств», внесенный депутатом Государственной Думы А.В.Руденко, предусматривающего введение саморегулирования в сфере независимой технической экспертизы транспортных средств, чтобы поднять уровень оказываемых услуг в сфере, затрагивающей интересы огромного круга лиц, являющихся автовладельцами.

Согласно имеющимся данным около 56,8 % владельцев полисов ОСАГО жалуются на затягивание, неправильный расчет выплат и т. д. .

В этой связи вряд ли стоит оспаривать необходимость осуществления изменений для наведения порядка в данной отрасли.

Поэтому депутаты Комитета положительно поддержали позицию автора, что механизмы саморегулирования могут рассматриваться не только как гражданские институты, представляющие интересы предпринимателей, но и как важнейший элемент общей системы регулирования предпринимательской или профессиональной деятельности дополняющий и/или замещающий государственное регулирование.

Вместе с тем в целом законопроект не был рекомендован для принятия Государственной Думой поскольку подготовлен с грубыми нарушениями юридической техники.

Большинство положений законопроекта дублируют аналогичные нормы уже действующего федерального закона от 1 декабря 2007г № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», что не представляется оправданным.

И в тоже время законопроект не предполагает отмены действующих нормативно-правовых актов в области условий и порядка профессиональной аттестации экспертов-техников, порядка ведения их государственнгого реестра, контроля уровня их квалификации.

Без решения этих вопросов по сути будет введено двойное регулирование деятельности экспертов-техников, что способно создать лишь дополнительные административные барьеры.