18 сентября состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности
18 сентября под председательством С.А.Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.
Первым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели Первым вопросом Комитет рассмотрел проект федерального закона № 172496–6 «О внесении изменения в статью 66 Федерального закона «Об акционерных обществах» (в части обеспечения сбалансированного представительства мужчин и женщин в советах директоров (наблюдательных советах) акционерных обществ), внесенный депутатом Государственной Думы Н.В.Левичевым.
Законопроект предлагает дополнить Федеральный закона «Об акционерных обществах» нормой, согласно которой лица каждого пола не могут составлять менее 40 процентов состава совета директоров общества. Данная норма должна распространяться на акционерные общества с числом акционеров — владельцев голосующих акций общества более одной тысячи, а также на общества со значительной долей государственного или муниципального участия. По мнению автора законопроекта, предлагаемые изменения должны сбалансировать представительство мужчин и женщин в советах директоров акционерных обществ.
В ходе обсуждения законопроекта депутаты отметили, что идея обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин участвовать в коллегиальных органах управления юридических лиц не вызывает возражений и заслуживает всестороннего обсуждения.
Вместе с тем, по законопроекту был высказан ряд серьезных замечаний.
По мнению депутатов, для акционерного общества как участника гражданского оборота и его акционеров как инвесторов, гендерный состав совета директоров сам по себе не имеет решающего значения. Главную роль для успеха предпринимательской деятельности играет наличие у члена совета директоров определенных деловых качеств, профессиональных знаний и опыта, а также разумность и добросовестность действий при осуществлении членами совета директоров своих функций. Такие качества могут быть присущи как мужчинам, так и женщинам, и именно эти личные качества обычно принимаются во внимание акционерами при выдвижении кандидатов в члены совета директоров акционерного общества и при избрании персонального состава совета директоров. Введение механизма гендерного квотирования в предложенном в законопроекте виде может негативно повлиять на деятельность советов директоров, так как в некоторых случаях избрание их членов будет осуществляться не на основании профессиональных качеств и квалификации кандидатов, а исходя из половой принадлежности.
Было также отмечено, что выбор в законопроекте категорий акционерных обществ, на которых будет распространяться квотирование мест в совете директоров по половой принадлежности их членов, не является очевидным и никак не обоснован. В отношении акционерных обществ с государственным или муниципальным участием вопросы расширения участия женщин в советах директоров в значительной степени могут быть решены без внесения изменений в ФЗ «Об акционерных обществах», путем осуществления соответствующей политики при выдвижении кандидатов и голосовании при выборах состава совета директоров.
Законопроектом не предусмотрены правовые последствия избрания состава совета директоров акционерного общества, не отвечающего предлагаемым законопроектом требованиям. Вместе с тем, законопроект не содержит каких‑либо предложений по изменению процедуры выдвижения кандидатов в члены совета директоров и их избрания, которая бы обеспечила формирование предлагаемого законопроектом гендерного состава совета директоров акционерного общества. Там самым законопроект создает серьезный риск неизбрания нового состава совета директоров для значительного числа акционерных обществ.
Кроме того, законопроект не регулирует ситуаций, когда из избранного совета директоров выходит один или несколько членов, в результате чего нарушается предусмотренный законопроектом гендерный баланс. Отсутствие законодательного регулирования разрешения такого рода ситуаций неизбежно приведут к так называемому «корпоративному шантажу» и увеличению числа корпоративных конфликтов.
Депутаты посчитали преждевременным установление жестких императивных ограничений на представительство лиц каждого пола в советах директоров. По мнению депутатов, предлагаемое в законопроекте правило должно носить рекомендательный характер. Вопрос о включении аналогичной нормы в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (возможно, в качестве диспозитивной, применяемой по решению акционеров, нормы) может быть решен после соответствующего обоснования и изучения ее применения на практике в качестве рекомендации.
По результатам обсуждения Комитет принял решение не поддерживать законопроект.
Вторым вопросом депутаты рассмотрели подготовленный к первому чтению проект федерального закона№ 305389–6 «О внесении изменений в статьи 31 и 61 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (в части введения института ипотечного кредитования).
Законопроект предусматривает введение в систему ипотечного жилищного кредитования механизмов добровольного страхования ответственности заемщика от риска неисполнения ипотечного договора и финансового риска кредитора по ипотеке от возникновения убытков, вызванных недостаточностью средств, вырученных от продажи заложенного имущества.
В обоих случаях страховым случаем является ситуация, при которой должник не выплачивает надлежащим образом денежные средства по ипотечному кредиту на квартиру, она в качестве предмета залога продается или переходит в собственность банка-кредитора, но из‑за снижения рыночной стоимости квартиры часть кредита с учетом процентов все равно остается непогашенной.
В ходе обсуждения, депутаты отметили, что такая ситуация создает серьезные дополнительные риски для банков, вынуждая их повышать проценты по кредитам и устанавливать высокий процент первоначального взноса. Поэтому, если этот риск будет застрахован, то риски банков существенно снизятся, что повлечет за собой снижение ставок ипотечного кредитования, требований к размеру первоначального взноса и расширит возможности банков по выдаче ипотечных кредитов. Дополнительные затраты заемщика на страховые взносы будут компенсированы снижением ставки кредита.
В этой связи, по мнению депутатов, концепция законопроекта может быть поддержана и законопроект может быть рекомендован к принятию в первом чтении.
При доработке законопроекта ко второму чтению целесообразно отказаться от имеющего неоднозначное определение термина «ипотечное страхование», а также внести соответствующие поправки в Закон Российской Федерации «О страховании», указав в нем на два новых вида страхования, осуществляемых в силу статьи 31 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (в редакции законопроекта).
С учетом вышеизложенного депутаты рекомендовали Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.