12 сентября состоялось заседание Комитета по вопросам собственности
12 сентября под председательством председателя Комитета С.А.Гаврилова состоялось заседание Комитета по вопросам собственности. В целях повышения информационной открытости законодательной работы Комитета первое в начавшейся осенней сессии заседание состоялось в пресс-центре «Парламентской газеты»
Первым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели план законопроектной работы Комитета по вопросам собственности в период осенней сессии 2013 года.
В ходе обсуждения отмечалось, что основное внимание будет уделено работе над законопроектами о реабилитационных процедурах в отношении граждан, имеющих задолженность; о государственно-частном партнерстве, о публично-правовых компаниях, а также законопроектами в области развития института саморегулирования.
По мнению участников обсуждения важнейшей целью законопроектной деятельности Комитета является создание законодательной основы для привлечения в российскую экономику, в первую очередь в промышленный сектор, инвестиций как со стороны государственных институтов развития, так и частных инвесторов. В этой связи необходимо комплексное совершенствование правовых механизмов взаимодействия государства и муниципальных образований с частным бизнесом; защита прав собственности, как государственной и муниципальной, так и частной, в том числе находящейся на территории иностранных государств; модернизация корпоративного законодательства, в частности, в отношении статуса государственных корпораций и иных публично-правовых компаний; дальнейшая модернизация законодательство о банкротстве с целью придания процедурам банкротства в первую очередь реабилитационного характера в отношении промышленных предприятий; взвешенный подход к приватизации государственного имущества, не допускающий нанесение ущерба стратегическим интересам обеспечения военной и экономической безопасности государства.
В решении всех этих и иных задач члены Комитета по вопросам собственности выразили готовность к конструктивной совместной работе с Правительством Российской Федерации, представителями бизнеса, экспертного сообщества.
Вторым вопросом повестки дня был рассмотрен проект федерального закона № 316848–6 «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях» и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы), внесенный Правительством Российской Федерации.
В соответствии с законопроектом выплата задолженности по заработной плате и выходным пособиям работникам предприятий, находящихся в стадии банкротства, становится более приоритетной по сравнению с выплатами по иным категориям кредиторов. Тем самым увеличится сумма, полученная от реализации имущества должника, которая в обязательном порядке будет направляться именно на погашение задолженности по заработной плате
Депутаты отметили исключительную актуальность принятия этого законопроекта, поскольку только по официальной информации Минтруда Российской Федерации задолженность составляет свыше 2,5 млрд. руб.
Получили поддержку положения законопроекта, согласно которым работники получают право обратиться в суд с заявлением о банкротстве работодателя, который не выплачивает им зарплату. Они также получают право участвовать во всех собраниях кредиторов с правом решающего голоса. Многие участники обсуждения отметили, что после принятия законопроекта откроются новые возможности у профсоюзов по защите прав работников, так как они смогут стать представителями работников при рассмотрении дела о банкротстве работодателя – должника по заработной палате.
Депутаты высказали позицию о необходимости при доработке законопроекта ко второму чтению предоставить работникам и бывшим работникам должника, перед которыми имеется задолженность по оплате труда, право направлять в арбитражный суд заявление о привлечении к субсидиарной ответственности конечного собственника должника.
В ходе обсуждения отмечалось, что в законопроекте не учтены ситуации, когда средств, вырученных от продажи имущества работодателя -должника в ходе конкурсного производства, будет недостаточно для выплаты задолженности по оплате труда работников или бывших работников должника даже в размере, не превышающем 30 000 р. В этой связи предлагалось рассмотреть вопрос о включении в законопроект положения о государственном гарантировании материальных прав работников в случае банкротства работодателя и недостаточности средств от реализации имущества последнего в ходе процедуры конкурсного производства для погашения задолженности по заработной плате и выходным пособиям.
Депутаты Комитета поддержали концепцию законопроекта и рекомендовали Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Третьим вопросом повестки дня был рассмотрен проект федерального закона № 238759–6»О внесении изменений в статьи 61 и 65 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 7.23.1 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях»(об отмене проведения процедуры несостоятельности (банкротства) в отношении товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и жилищно-строительного кооператива).
Согласно законопроекту предусматривается включение ТСЖ, ЖК, ЖСК в перечень юридических лиц, которые не могут быть признаны несостоятельными (банкротами).
В ходе обсуждения законопроекта депутаты отмечали, что ТСЖ, ЖК, ЖСК являются некоммерческими организациями, т.е целью их деятельности не является извлечение прибыли, а осуществление строго ограниченных жилищным законодательством Российской Федерации видов деятельности, непосредственно связанных с управлением многоквартирным домом. В этом их принципиальное отличие от управляющих компаний, которые работают в форме коммерческих организаций, основная цель деятельности которых – получение прибыли. Конечно, такие коммерческие организации при определенных условиях могут быть признаны банкротами.
ТСЖ, ЖК, ЖСК в соответствии с правовыми нормами Жилищного кодекса Российской Федерации распоряжаются общим имуществом собственников помещений в многоквартирных жилых домах и заключают договоры с третьими лицами от имени и по поручению указанных собственников. При этом общее имущество собственников жилых и нежилых помещений не принадлежит на праве собственности ТСЖ, ЖК, ЖСК и поэтому это имущество не может быть включено в конкурсную массу. У самих этих организаций своего имущества по существу нет, поэтому осуществлять в отношении этих лиц процедуры банкротства по существу невозможно.
Основной причиной возникновения задолженности ТСЖ, ЖК, ЖСК перед третьими лицами является неисполнение отдельными собственниками помещений обязанностей по внесению платы за помещение, а также противоправные действия правления и председателя правления. Однако наличие такой задолженности не может повлечь за собой продажу в процессе конкурсного производства общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного жилого дома, поскольку в таком случае будут нарушены права добросовестных собственников помещений, надлежащим образом исполняющих свои обязанности.
По мнению участников обсуждения, имущественную ответственность должны нести конкретные собственники помещений, не исполняющие надлежащим образом свои обязанности, а также должностные лица ТСЖ, ЖК, ЖСК.
Депутаты отметили, что в ходе доработки законопроекта ко второму чтению необходимо внести корреспондирующие изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Депутаты поддержали также положение законопроекта о распространении ответственности за ненадлежащее раскрытие информации не только на управляющие организации, но и на ТСЖ, ЖК, ЖСК. При доработке законопроекта ко второму чтению признано целесообразно уточнить – на каких именно должностных лиц указанных организаций – председателя правления, членов правления, членов ревизионной комиссии – должна возлагаться соответствующая административная ответственность.
Депутаты Комитета поддержали концепцию законопроекта и рекомендовали Государственной Думе принять его в первом чтении.