В осеннюю сессию Госдума планирует рассмотреть в первом чтении законопроект о добровольчестве (волонтерстве)

В осеннюю сессию Госдума планирует рассмотреть в первом чтении законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)», внесенный членами Совета Федерации Александром Борисовым, Юрием Воробьевым, Валерием Рязанским, Олегом Пантелеевым, депутатами Валерием Ивановым Иванов Валерий Викторович Иванов
Валерий Викторович
Первый заместитель Руководителя Аппарата Государственной Думы
, Марией Кожевниковой Кожевникова Мария Александровна Кожевникова
Мария Александровна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, Владимиром Кононовым Кононов Владимир Михайлович Кононов
Владимир Михайлович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 187 (Ульяновский – Ульяновская область)
, Александром Ильтяковым Ильтяков Александр Владимирович Ильтяков
Александр Владимирович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 108 (Курганский – Курганская область)
, Альфией Когогиной Когогина Альфия Гумаровна Когогина
Альфия Гумаровна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 29 (Набережно-Челнинский – Республика Татарстан (Татарстан))
.

Законопроект определяет основные принципы и виды добровольческой деятельности, ее цели и задачи, формы и порядок осуществления, а также меры по поддержке волонтерства.

Под добровольчеством (волонтерством) понимается осуществляемая добровольно и безвозмездно деятельность граждан, их групп или организаций «в интересах физических лиц, юридических лиц, социальных групп или общества в целом». В законопроекте даны определения таким понятиям, как «группа добровольцев», «координатор добровольцев», «волонтерская программа», «волонтерская акция», «электронная карта добровольца».

Сформулированы принципы добровольческой деятельности. В их числе свобода в определении целей, форм, видов и методов, гласность и общедоступность информации о волонтерской деятельности. При этом отмечено, что добровольчество не подменяет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий.

В соответствии с законопроектом добровольческая деятельность может осуществляться индивидуально, в составе группы волонтеров, а также через добровольческую организацию.

К основным видам волонтерской деятельности отнесены помощь социально незащищенным слоям населения, помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий и катастроф, содействие в информировании населения о чрезвычайных ситуациях, участие в поиске пропавших людей, а также участие в проведении массовых мероприятий.

Проект не содержит возрастных ограничений для волонтеров. Вместе с тем указано, что лица, не достигшие 18 лет, могут заниматься волонтерством, если эта деятельность не причиняет вред их здоровью и нравственному развитию, не нарушает процесс обучения, а те, кому не исполнилось 14 лет, могут стать волонтерами только с письменного согласия родителей.

Авторы проекта предлагают наделить волонтеров правом на получение спецодежды, возмещение расходов на проезд, проживание, питание, приобретение средств индивидуальной защиты, а также правом на первоочередную покупку билетов на все виды транспорта при отправлении к месту осуществления волонтерской деятельности.

В целях упорядочения организации добровольческой деятельности законопроект предусматривает возможность присвоения волонтерам и их организациям идентификационного номера с выдачей соответствующего документа, подтверждающего статус волонтера. Решение о необходимости такого учета будут принимать субъекты Федерации. Они же определят его порядок и форму.

В законопроекте сформулированы полномочия федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления в области добровольческой деятельности. В их числе разработка и реализация программ поддержки и стимулирования добровольческой деятельности, а также финансирование на конкурсной основе волонтерских программ и акций.

Проект предусматривает, что финансовое обеспечение добровольческой деятельности может осуществляться за счет ассигнований федерального, региональных и муниципальных бюджетов, средств юридических и физических лиц. При этом соответствующие расходные обязательства и объем бюджетных ассигнований могут быть предусмотрены государственными и муниципальными программами.

В случае принятия закона о добровольчестве потребуется внести изменения в Федеральные законы «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также в Налоговый кодекс.

Закон предлагается ввести в действие с 1 января 2014 года.

Ответственным за подготовку законопроекта к рассмотрению назначен Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций.