Отчуждение Министерством обороны РФ не используемого в оборонных целях военного недвижимого имущества в муниципальную собственность, – вопрос, который волнует власть и общество уже давно. Объекты передаются местному самоуправлению в аварийном, явно не пригодном для эксплуатации состоянии. Деньги на его ремонт и реконструкцию не выделяются – их муниципалитеты вынуждены изыскивать из собственных, весьма скудных, бюджетов. Вместе с тем просто принять и не использовать данное имущество муниципалы не могут. Недвижимость должна быть приспособлена для нужд гражданского населения.
Данной проблемой озадачены и федеральные, и региональные, и местные власти. Она неоднократно обсуждалась на круглых столах, парламентских слушаниях, на заседаниях рабочей группы Минобороны РФ по данному вопросу. В феврале текущего года Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления провёл заседание, на котором депутаты обсудили её совместно с представителями Министерства обороны Российской Федерации. А в марте законодатели от Мурманской области внесли в Госдуму законопроект, направленный на совершенствование механизма передачи военного имущества муниципальным образованиям.
Председатель Комитета по ФУ и вопросам МСУ Виктор Кидяев
Кидяев
Виктор Борисович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
считает проект перспективным – он позволит в определённой степени защитить муниципальные интересы: «Во‑первых, закрепляется обязательность согласования передачи имущества с принимающей стороной. Если нет согласия местного руководства, то передача состояться не сможет.
Кроме того, прописывается согласовательная процедура для установления размера финансовых средств на содержание передаваемого имущества. И вот в этой части у нашего Комитета есть существенное замечание к проекту. По замыслу его авторов, предполагается согласовывать его с органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учитывая, что военное недвижимое имущество, находящееся за пределами субъектов Российской Федерации Москвы и Санкт-Петербурга, передаётся в муниципальную собственность, размер финансовых средств на текущее содержание такого имущества должны согласовывать принимающие органы местного самоуправления.
Полномочия по определению порядка данного финансирования закрепляются законопроектом за Правительством Российской Федерации.
«Больной» вопрос – кто должен осуществлять само финансирование, из каких источников, какой объём средств требуется. Касательно требуемых сумм цифры расходятся. По оценкам Минрегиона, нужно 51 млрд. руб. Но в реальности, по анализу нашего Комитета, эта цифра может быть в 1,5–2 раза больше.
Однако проблема заключается не только в содержании имущества, но и в приведении его в должное, отвечающее нормативам состояние. По логике вещей, либо нужно сначала привести недвижимость в пригодное к эксплуатации состояние, а потом отдавать муниципалитетам, либо передавать в текущем виде, но с достаточными финансовыми средствами для его ремонта и реконструкции. Разумнее было бы выбрать первый вариант. На практике же не применяется ни один из них.
Относительно того, кто должен оплачивать ремонт имущества. Минобороны не располагает средствами на эти нужды. У муниципалитетов тем более нет такой возможности: их денежных средств порою не хватает даже для исполнения своих основных полномочий. Дополнительная нагрузка в виде новых затрат опустошит и без того слабые местные бюджеты. При этом получается, что механизм компенсации муниципальным образованиям данных затрат пока отсутствует. Следовательно, вопрос остаётся открытым. Мы видим целесообразность в том, чтобы возложить эту ответственность на Российскую Федерацию – оплачивать приведение в должное состояние имущества Минобороны из федерального бюджета.
По мнению Комитета, в законопроект следует включить также требование о том, что объекты энергоснабжения, энергетики и ЖКХ должны передаваться только с представлением принимающей стороне паспортов готовности их к работе в предстоящий осенне-зимний период и разрешительной документации на их эксплуатацию».