
Добрый день, коллеги!
Приветствую вас на заседании «Открытой трибуны», на которой предлагается обсудить вопросы развития политической системы. Вы помните, что в январе на одном из заседаний у нас уже была такая тема. Но за четыре месяца произошли довольно существенные события в политической жизни, поэтому мы вновь решили вернуться к дискуссии о развитии политической системы.
Во‑первых, Государственной Думой в первом чтении принят законопроект о выборах в Госдуму. Сейчас документ готовится к процедуре второго чтения. Поступило уже довольно значительное количество поправок – их больше двухсот. Это поправки как технического, уточняющего характера, так и содержательные, которые носят системный характер. Например, такие как снижение проходного барьера до трёх процентов, возможность формирования блоков политических партий, введение так называемой связанной смешанной системы. Ну и наконец, предложение о допуске к федеральным выборам только тех политических партий, которые достигли успеха на региональных и муниципальных выборах. Думаю, что и после принятия закона дискуссия будет продолжаться поскольку именно этот закон, на мой взгляд, будет определять дальнейшее развитие политической системы. И от идеологии и качества закона будет прямо зависть и укрепление института законодательной власти, и последовательная реализация конституционного принципа разделения властей, достижение здесь разумного баланса. Я считаю это безусловным приоритетом в развитии политической системы. Без сильного и авторитетного парламента – невозможно построить правовое государство.
На встрече, которая состоялась на прошлой неделе, встрече Президента с представителями парламентских фракций, главой государства была поддержана идея разработки федерального конституционного закона о Федеральном Собрании. Работа по подготовке законопроекта уже идет. Дело в том, что деятельность органов исполнительной и судебной власти регулируется федеральными конституционными законами. Что касается законодательной власти, то закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы решает только часть задач. Он регулирует деятельность парламентариев, но не парламента как института власти. А Регламенты двух палат являются лишь подзаконными актами.
Считаю, что принятие федерального конституционного закона могло бы стать не только регулятором правотворческой деятельности парламента, но и развить представительную природу этого органа власти, стать базовым актом формирования парламентского права, учитывающего двадцатилетний опыт Конституции Российской Федерации и опыт работы российского парламента.
В этом году впервые отмечался День российского парламентаризма. И это тоже не просто символический акт. Если мы хотим, чтобы парламентские традиции укреплялись, а в парламенте работали уважаемые нашими гражданами люди – мы должны делать все, чтобы граждане больше знали об институте законодательной власти, истории российского парламентаризма. В этой истории много уроков, из которых мы должны делать выводы сегодня.
Наконец, ещё одно событие, о котором я хотел сказать – это принятие закона о парламентском контроле. Закон, о котором мы долго спорили, особенно в части контрольных функций. Закон, можно сказать, уже начал действовать. Его главная новация состоит в том, что отныне такие важные документы, которые регулируют правоотношения в бюджетной сфере, как проект основных направлений налоговой и бюджетной политики, а также проекты государственных программ, которые со следующего года будут, по сути, являться базой бюджета, эти документы теперь сначала обсуждаются в Государственной Думе и только после этого с рекомендациями парламентариев могут рассматриваться и приниматься Правительством Российской Федерации (в отличие от того, что было ранее, когда Правительство тихо, во всяком случае без широкого обсуждения, рассматривало и утверждало эти документы и только потом доводило их до парламента и российского общества).
В заключение своего короткого выступления хотел бы отметить, что реформа политической системы продолжается. И сейчас трудно до конца представить, каким будет политический ландшафт через пять лет. Одно сегодня очевидно, что политическая конкуренция усиливается. Есть много новых политических партий, которые реально стремятся бороться за голоса избирателей. И такому стремлению мы должны только помочь.
Предлагаю начать дискуссию.