16 мая состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности

16 маяпод председательством председателя Комитета С.А.Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.

Первым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели в первом чтении проект федерального закона № 252441–6 «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроектом предполагается введение в законодательство Российской Федерации организационно-правовой формы некоммерческой унитарной организации «публично-правовая компания», создаваемой на основании федерального закона или решения Правительства Российской Федерации и осуществляющей свою деятельность в интересах государства и общества, а также установление порядка ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Законопроект направлен на создание унифицированных правил деятельности государственных корпораций (государственных компаний), определяющих общие подходы и требования к утверждению стратегии деятельности компании, целевых показателей, определению порядка инвестирования временно-свободных средств, специальную процедуру защиты от наложения взыскания на особо ценное имущество путем определения перечня такого имущества Правительством Российской Федерации. Также законопроект предлагает наделить публично-правовую компанию специальной правоспособностью, унифицировать систему органов управления такой компании, распространить на работников публично-правовых компаний ряд запретов, предусмотренных законодательством для государственных гражданских служащих. Законопроект предполагает наделение публично-правовых компаний отдельными государственно-властными полномочиями. Предлагаемые изменения направлены на унификацию законодательства о государственных корпорациях (государственных компаниях), повышение эффективности и степени прозрачности их деятельности. Законопроект носит рамочный характер и не предопределяет судьбу существующих государственных корпораций и государственных компаний в части преобразования их в публично-правовые компании, однако создает необходимые законодательные предпосылки для такого преобразования указанных организаций, а также акционерных обществ, единственным участником которых является Российская Федерация.

В ходе заседания было отмечено, что Комитет по вопросам собственности всегда активно поддерживал идею принятия базового закона, который бы устанавливал единые правила для юридических лиц, осуществляющие публичные функции, в том числе для государственных корпораций. Публично-правовые компании, создание которых предусматривается внесенным законопроектом, могут являться одним из возможных механизмов экономического и внеэкономического воздействия государства на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом для достижения поставленных целей.

По результатам обсуждения законопроекта депутаты-члены Комитета поддержали его концептуальные положения. Вместе с тем, по тексту законопроекта был сделан ряд замечаний.

В частности, депутаты отметили, что публично-правовая компания является единой организационно-правовой формой юридического лица, правовое регулирование деятельности которой должно осуществляться единообразно. Законопроектом предусматривается, что публично-правовая компания, созданная на основании федерального закона, не имеет учредительных документов (устава). В то же время публично-правовая компания, созданная на основании решения Правительства Российской Федерации, имеет в качестве учредительного документа устав компании. Учитывая, что правовое регулирование созданных на основании федерального закона и решения Правительства РФ компаний идентично, предусмотренный законопроектом порядок создания публично-правовой компании на основании федерального закона либо решения Правительства Российской Федерации требует уточнения в части обеспечения единого подхода к наличию уставных документов.

Также в законопроекте определено, что федеральными законами о создании публично-правовых компаний, а также отдельными нормативными актами Президента Российской Федерации может быть предусмотрено осуществление Президентом Российской Федерации отдельных полномочий в отношении публично-правовых компаний. Считаем целесообразным конкретизировать перечень полномочий Президента Российской Федерации в отношении публично-правовых компаний.

В законопроекте остается нерешенным вопрос о возможности ликвидации компаний, созданных на основании решения Правительства Российской Федерации, вследствие признания ее несостоятельной (банкротом) в отношении компаний.

Было также предложено в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению дополнительно обсудить полномочия публично-правовых компаний в отношении подведомственных им юридических лиц, уточнить и расширить систему внутреннего и внешнего контроля за деятельностью публично-правовых компаний, а также решить вопрос об ответственности должностных лиц публично-правовой компании.

По итогам обсуждения депутаты Комитета приняли решение рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.

Вторым вопросом повестки был рассмотрен проект федерального закона № 232978–6 «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

Заявленной целью законопроекта является расширение полномочий саморегулируемых организаций, по контролю за своими членами при планировании, подготовке и проведении торгов по закупке товаров (работ, услуг) для обеспечения публичных нужд, а также при заключении и исполнении ими государственных и муниципальных контрактов.

Депутаты Комитета не согласились с такой постановкой вопроса как противоречащей базовой концепции саморегулирования, согласно которой некоммерческая организация, получившая статус саморегулируемой организации в соответствии с текущим законодательством, не должна участвовать в прямом регулировании коммерческой деятельности своих членов.

Подразумевается, что разрабатываемыми СРО стандартами и правилами предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательными для выполнения всеми её членами, как раз и закладываются условия для качественного исполнения членами СРО как стандартов, так и в целом действующего законодательства.

Именно их неисполнение членами саморегулируемой организации как участниками гражданско-правовых отношений в результате чего у стороны по договору возникли убытки, повлекшие в последствии предъявление иска уже к компенсационному фонду СРО при условии недостатка средств у члена СРО и является побуждающим мотивом для СРО к анализу причин возникшей ситуации и внесения соответствующих изменений, как в стандарты, так и систему внутреннего контроля за их соблюдением членами.

Депутаты Комитета приняли решение рекомендовать Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении.

Третьим вопросом депутаты рассмотрели подготовленный к первому чтению проект федерального закона № 255712–6 «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», внесенный Правительством Российской Федерации.

В соответствии с действующей редакцией Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» государственные академии наук осуществляют полномочия собственника федерального имущества, переданного академиям Правительством РФ. При этом реестры федерального имущества – движимого и недвижимого, передаваемого государственным академиям наук, утверждаются Правительством РФ.

Согласно законопроекту предлагается установить, что Правительство РФ утверждает только реестр федерального недвижимого имущества, передаваемого государственным академиям наук. Таким образом, передаваемое академиям движимое федеральное имущество не будет включаться в реестры.

В ходе обсуждения законопроекта депутаты поддержали концепцию законопроекта, отметив, что характер использования движимого имущества предполагает частую смену его состава, тем более, что государственные академии наук имеют право самостоятельно принимать решение о списании указанного имущества. Однако в силу действующей правовой нормы после принятия академиями решения о списании необходимо внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации об утверждении реестра федерального имущества, передаваемого государственным академиям наук. Это существенно затрудняет использование движимого имущества, и законопроект устраняет этот недостаток действующего законодательного регулирования.

Вместе с тем, членами Комитета отмечалось, что отдельные виды движимого федерального имущества могут иметь весьма высокую стоимость и (или) значимость. В этой связи при подготовке законопроекта ко второму чтению целесообразно рассмотреть возможность сохранения действующего порядка включения в реестры передаваемого академиям наук федерального имущества особо ценных объектов движимого имущества, виды которого может определять Правительство РФ.

Комитет по вопросам собственности рекомендовал Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.

Четвертым вопросом депутаты обсудили заключение по проекту федерального закона № 249583–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части правового регулирования дилерской деятельности на внебиржевом рынке Форекс». Законопроект направлен на устранение законодательных пробелов в регулировании правоотношений, связанных с предоставлением услуг физическим и юридическим лицам на внебиржевом рынке Форекс, и призван повысить уровень защиты прав и законных интересов участников этого сегмента финансового рынка, а также обеспечить прозрачность деятельности работающих на нем компаний.

В ходе обсуждения законопроекта депутаты поддержали предложение авторов законопроекта о выделении дилерской деятельности на рынке Форекс в отдельный вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Вместе с тем был высказаны ряд критических замечаний в отношении закладываемого законопроектом подхода к организации регулирования внебиржевого рынка Форекс.

В частности, было отмечено, что предлагаемая модель двойного регулирования деятельности профессиональных участников внебиржевого рынка Форекс, предусматривающая одновременно их лицензирование и обязательное членство в саморегулируемой организации (СРО), имеет существенные недостатки и способна неоправданно увеличить административную нагрузку на профучастников данного рынка. В законопроекте остался также не раскрытым в должной степени порядок приобретения и утраты правоспособности форекс-дилеров, то есть последовательность получения ими лицензии и вступления в СРО. Кроме того, концептуальной ошибкой было признано предложение авторов законопроекта формировать единственное СРО для всего рынка.

По итогам обсуждения депутаты приняли решение рекомендовать Государственной Думе отклонить данный законопроект при рассмотрении в первом чтении.