Комитет по образованию провел «круглый стол» на тему: «Подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса России: проблемы и пути решения». В обсуждении приняли участие депутаты, представители министерств и ведомств, региональных органов исполнительной и законодательной власти, промышленных корпораций и оборонных заводов, общественных организаций, ассоциаций работодателей, научно-педагогического и вузовского сообщества.
Открывая дискуссию, председатель Комитета Вячеслав Никонов
Никонов
Вячеслав Алексеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что ОПК испытывает серьезный кадровый голод. Средний возраст работников всех стратегических отраслей промышленности составляет 55–57 лет. Из них доля работников старше 60 лет превышает 30%. Дефицит инженеров-технологов в отрасли порядка 17%, инженеров-конструкторов — 22%, рабочих различных специальностей — 40%.
Подготовка специалиста для ОПК — процесс длительный, а требования гораздо выше, чем те, что предъявляются к специалистам гражданского назначения. Вместе с тем, все меньше выпускников школ выбирают ЕГЭ по физике, без которой трудно представить подготовку квалифицированных кадров в оборонно-промышленном комплексе. Система среднего и высшего профобразования «дает весьма удручающие цифры». Большая часть обучающихся нацелена на получение специальности в сфере экономики и управления. Так, в позапрошлом году в российских вузах образование по специальностям «экономика» и «управление» получили 380 тысяч человек, по физико-математическим наукам — 9 тысяч, по естественным — 12 тысяч человек, а по специальностям в области систем вооружения только 500 человек.
«Во многих вузах кафедры оборонной направленности из‑за непривлекательности для абитуриентов и отсутствия коммерческих студентов считаются «нахлебниками» и остаются без поддержки руководителей вузов», — констатировал В.Никонов.
В числе мер, призванных изменить ситуацию, он назвал новый закон об образовании, вступающий в силу с 1 сентября и предусматривающий целевой прием студентов, а также указ Президента о повышении эффективности мер государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса и проект государственной программы подготовки и переподготовки кадров для ОПК. В то же время, даже если программа будет реализована в полном объеме, она не сможет восполнить имеющийся кадровый дефицит, уверен В.Никонов. «По нашим оценкам, она удовлетворит нужды ОПК в специалистах с высшим образованием менее чем на 30%, а со средним профобразованием — только на 7%», — сказал он.
Заместитель министра образования и науки Александр Климов сообщил, что вузы, специализирующиеся на подготовке кадров для ОПК, получили серьезную поддержку по итогам конкурса на статус национально-исследовательского университета. Кроме того, в этом году сокращен прием на бюджетные места по гуманитарным специальностям и увеличен прием на инженерно-технические специальности.
Начальник отдела Министерства промышленности и торговли Александр Чижов рассказал о мерах по обеспечению работников ОПК доступным и комфортным жильем. Он также отметил целесообразность формирования государственного плана подготовки специалистов ОПК на пятилетний период. Министерство уже составило перечень профессий, наиболее востребованных в организациях ОПК. Он послужит для разработки профессиональных стандартов, которые определят направления совершенствования стандартов в образовании. А.Чижов также высказался за увеличение доли неразрывного пяти- и шестилетнего обучения в программах подготовки специалистов для ОПК и предложил сформировать в составе госпрограммы развития образования подпрограмму совершенствования подготовки кадров для ОПК.
Президент МГТУ имени Баумана Игорь Федоров констатировал общее снижение уровня и привычки к творчеству у выпускников российских инженерных вузов. «Во всем мире всегда ценилась их способность к творческим, нестандартным, неожиданным инженерным решениям, дающим большой эффект, — сказал он. — Эти качества воспитывались со школьной скамьи, самим построением школьного процесса, занятиями в кружках, где многие могли развивать свои созидательные способности и собственный стиль деятельности. Сегодня зачастую все сводится к формальным процедурам и стандартным решениям». В этом президент ведущего технического вуза видит главный недостаток ЕГЭ. «Школьник ищет стандартные ответы, не задумываясь над сутью изучаемых явлений. Та же упрощенная система существует и в бакалавриате», — считает он.
Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт, член Общественной палаты Алексей Леонов акцентировал внимание участников дискуссии на проблемах подготовки кадров для авиационной и космической отраслей, назвав большой ошибкой реформирование военных академий.
Первый заместитель председателя Комитета по промышленности Владимир Гутенев
Гутенев
Владимир Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
охарактеризовал ситуацию с обеспечением кадрами предприятий ОПК и всей высокотехнологической промышленности России как «очень плохую». Причины — хроническое недофинансирование ОПК, нехватка средств на техническое перевооружение, достойную зарплату, а также реформа образования. «Быстро это не исправить. Система образования очень инерционна. Важнейшая задача — сохранить научно-педагогическую школу», — считает В.Гутенев.
По итогам обсуждения Правительству рекомендовано ускорить принятие государственной программы «Подготовка и переподготовка квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса в 2014–2020 годах».
Министерству образования и науки совместно с представителями работодателей рекомендовано скорректировать критерии оценки эффективности деятельности образовательных организаций, готовящих кадры для ОПК.
Министерству обороны предложено рассмотреть вопрос об отсрочке от призыва для работников предприятий ОПК или считать работу в таких организациях особым видом срочной военной службы.
По мнению участников «круглого стола», целесообразно вести льготы по налогу на прибыль для организаций ОПК на величину средств, вложенных в развитие материально-технической базы вузов, в частности, при передаче лабораторного оборудования, освободить от НДС научно-исследовательские работы, выполняемые организациями ОПК за счет собственных средств, а также отнести затраты организаций ОПК на целевое обучение специалистов к себестоимости продукции.
Кроме того, предложено установить средний уровень зарплаты работников ОПК на 20% выше средней зарплаты в регионе.