Виктор Кидяев: «Наш базовый закон о местном самоуправлении нужно совершенствовать»

Группа депутатов Госдумы разработала законопроект, уточняющий отдельные положения 131-го Федерального закона. Они касаются многих аспектов муниципального устройства: передачи полномочий одних типов муниципальных образований другим, территориальных преобразований, в частности, процедуры упразднения обезлюдевших поселений, а также порядка определения прилегающих территорий, которые должны благоустраивать собственники недвижимости. Особую значимость имеет предлагаемая проектом новелла в сфере укрепления демократии: новые численные критерии для реализации такой формы гражданского участия в МСУ, как сходы граждан.

Одним из авторов законопроекта является председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев Кидяев Виктор Борисович Кидяев
Виктор Борисович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.
Комментируя планируемые изменения, он отметил: «Знаете, с чего начинаются беспорядок и проблемы в той или иной сфере? С безответственности. Безответственность – это не только халатность. Это, прежде всего, неопределённость в вопросах ответственности: когда непонятно, кто именно и что должен делать, кто за что отвечает, и чем это должно регулироваться.

Мы, как я уже говорил, постоянно ведём мониторинг применения нашего базового 131-го Федерального закона, анализируем практику на предмет выявления необходимых изменений. Этот законопроект – очередной результат такой планомерной работы.

В чём суть вносимых изменений.

В настоящее время в законе не предусмотрена процедура упразднения обезлюдевших поселений. Решение об упразднении муниципального образования – а это возможно только в отношении территорий с низкой плотностью населения – должно приниматься на сходе граждан. Но что делать, если поселение опустело, т. е. жителей там просто нет? Наш законопроект предлагает наделить полномочиями по упразднению такого «нежилого» муниципалитета субъект Российской Федерации, в состав которого этот муниципалитет входит. Субъект должен принять соответствующий закон. Инициатива упразднения в данном случае может принадлежать как органам власти самого субъекта РФ, так и органам власти Российской Федерации или органам МСУ.

По сходам граждан у нас есть предложения и другого характера. Я думаю, такая форма народного волеизъявления может быть введена и в более многочисленных поселениях, чем это предусмотрено в законе сейчас. Сейчас это 100 человек (имеются в виду граждане, обладающие избирательным правом). Мы предлагаем увеличить эту цифру до 300.

Практика выявила пробел в регулировании порядка и правил определения прилегающих территорий, в отношении которых на собственников зданий или помещений в зданиях могут возлагаться обязанности по благоустройству. Сейчас сами муниципалитеты решают, как определять границы этих территорий. Мы предлагаем закрепить соответствующие полномочия за Министерством регионального развития Российской Федерации.

Ещё по полномочиям. Мы конкретизировали порядок заключения соглашений о передаче полномочий муниципального района поселениям и полномочий поселений – муниципальным районам. Решение о передаче полномочий должен обязательно принять представительный орган муниципального образования.

Кроме того, мы уточняем, что решения об изменении порядка формирования представительного органа муниципального района должны приниматься с обязательным учётом мнения населения.

И опять же если говорить о порядке. Мы последовательно наводим его в самом законодательстве, взаимно согласовываем положения 131-го закона и отраслевых законов, вот например, в сферах образования и здравоохранения».