Виктор Кидяев: «Разнобой в законодательстве может оставить без социального обслуживания целые регионы»

У Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления существенные замечания к правительственному законопроекту «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». О них рассказал председатель Комитета Виктор Кидяев Кидяев Виктор Борисович Кидяев
Виктор Борисович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
:

«Законопроект «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», бесспорно, очень важен и своевременен. Одноимённый действующий Федеральный закон принимался в 1995 году. За это время произошли значительные изменения как в экономической, так и в социальной сфере. Изменились условия, в которых мы живём. Постоянно реформируется российское законодательство. Поэтому без базового законопроекта в сфере соцобслуживания нам не обойтись.

Вариант, разработанный Правительством РФ, поддержан нами на заседании Комитета «авансом»: при учёте всех наших замечаний и принятии рекомендуемых нами поправок. Вскоре мы представим их в виде таблицы.

Замечания, которые есть у нас к законопроекту, касаются, прежде всего, вопросов полномочий и обеспечивающих их реализацию финансов.

Напомню, что ещё при принятии нашего базового Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия по соцобеспечению полностью «подняли» с муниципального на региональный уровень. На сегодняшний день они закреплены Федеральным законом №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации». Финансирование осуществляется за счёт бюджетных средств субъектов РФ и федеральных субвенций. Уточню, что вопросы в сфере соцобслуживания являются вопросами совместного ведения Федерации и регионов.

Законопроект о соцобслуживании наделяет субъекты иными полномочиями в данной сфере, которые не согласуются с закреплённым в 184-м законе списком. Это вызывает множество проблем.

Новые полномочия влекут новые расходные обязательства и, как следствие, выделение дополнительных денежных средств.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что если принимаемый закон предусматривает увеличение расходов публично-правовых образований, то должны быть прописаны нормы, определяющие источники и порядок их исполнения. Таких норм нет.

Из всего явствует, что теперь на практике все расходы должны будут нести только сами регионы из своих бюджетов. Федеральные трансферты не предусмотрены. Это заметно сократит финансовые потоки на соцобслуживание.

Если денежное обеспечение, конечно, вообще будет. Ситуация такова. Регионы составляют проекты своих бюджетов на очередной финансовый год и плановый период, где подробно расписываются объёмы средств на исполнение всех региональных полномочий во всех сферах, исходя из обязательности финансирования тех полномочий, которые закреплены в 184-м законе. Исполнение полномочий, не закреплённых в нём, из региональных бюджетов по идее не должно финансироваться. Просто эти расходы даже нельзя в проекте бюджета предусмотреть.