В Госдуме обсудили вопросы образования и подготовки кадров для агропромышленного комплекса
22 апреля Комитет по аграрным вопросам провел «круглый стол» на тему: «Актуальные вопросы образования и подготовки кадров для агропромышленного комплекса: тенденции и перспективы».
В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Министерства сельского хозяйства России и профильных сельскохозяйственных ВУЗов.
Открывая заседание, председатель Комитета по аграрным вопросам Николай Панков
Панков
Николай Васильевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 164 (Балаковский – Саратовская область)
сказал, что «система аграрного образования не имеет связи с рынком труда» и «социальные преференции не привлекают молодых людей в сельскохозяйственные ВУЗы». По его мнению, сельскохозяйственные высшие учебные заведения «финансируются хуже, чем гуманитарные».
Он также отметил, что из общего числа работников в сфере АПК высшее профессиональное образование имеют только 7,5% работников, а более 47% вовсе не имеют профессионального образования. Количество руководителей с высшим образованием в сельском хозяйстве ежегодно сокращается и на сегодня составляет 40%. Средний возраст управленческих кадров 61 год, менее 10% сельхозработников моложе 30 лет.
Кроме того Н.Панков добавил, что «учебно-производственная и материально-техническая база аграрных образовательных учреждений устарела на 70%».
Заместитель Министра сельского хозяйства России Александр Петриков сообщил, что «за последние 12 лет число занятых в сельском хозяйстве людей сократилось более чем на 2,5 млн. человек». По его данным, из 59 сельскохозяйственных ВУЗов России 26 признаны неэффективными. В этой связи А.Петриков считает, что необходимо «разработать и внедрить программы развития кадрового потенциала по обучению и повышению квалификации специалистов, управленческих кадров, что будет особенно актуально при работе России в условиях ВТО».
По итогам заседания участники «круглого стола» подготовили рекомендации для Государственной Думы, Правительства Российской Федерации и органов законодательной и исполнительной власти субъектов России:
принять меры по увеличению финансирования образовательной системы Минсельхоза России для материально-технического оснащения и поставок оборудования лабораторно-производственной базы, а также строительства общежитий для студентов;
пересмотреть критерии оценки эффективности деятельности аграрных, образовательных учреждений с учетом особенностей сельскохозяйственного производства, а также региональной производственной специфики;
содействовать региональным ВУЗам в создании центров дистанционного образования, предусмотреть поддержку специалистам, получающим образование без отрыва о производства;
обеспечить приток молодых специалистов с высшим образованием в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики.