С парламентских слушаний о евразийской экономической интеграции

Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками 18 апреля провел парламентские слушания на тему: «О ходе евразийской интеграции». Вел слушания председатель Комитета Леонид Слуцкий Слуцкий Леонид Эдуардович Слуцкий
Леонид Эдуардович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
.

Открывая слушания, Председатель Госдумы Сергей Нарышкин Нарышкин Сергей Евгеньевич Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что интеграционные процессы на евразийском пространстве развиваются в разных форматах и с разной скоростью – от Зоны свободной торговли до таможенного союза трех государств, Единого экономического пространства и Союза России и Беларуси. «Причём, каждое из государств само решает вопросы о форме интеграционного участия. Это их суверенное право каждого государства. И все партнеры относятся к этому праву с большим уважением», — сказал он и напомнил, что к 1 января 2015 года поставлена задача создать Евразийский экономический союз.

С.Нарышкин дал положительную оценку процессу интеграции и отметил, что помимо растущего объема торговли между тремя странами Единого экономического пространства, качественно меняется структура товарооборота. Доля в нем станков, машин, оборудования в 10 раз выше, чем в товарообороте с другими странами.

По прогнозу С.Нарышкина, европейский вектор развития станет составной частью процессов евразийской интеграции.

Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко отметил, единое экономическое пространство предполагает разворачивание 17 базовых рамочных соглашений. Для этого потребуется принять 52 документа, которые обеспечат реализацию четырех свобод: свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Некоторые содержательные вопросы лежат в чувствительных плоскостях для национальных правительств, поскольку затрагивают элементы национальной политики. Отсутствие согласованных подходов в сфере промышленной политики, агропромышленной политики, агропрома, энергетики приведет к существенным потерям и изъятиям и невозможности единого рынка.

Говоря о глубине и широте интеграции, В.Христенко предостерег от ошибок, допущенных при создании Европейского союза. «Многие решения, которые должны были составить устойчивый фундамент союза, были отложены на потом. Но обсуждать их с 15 или с 27 участниками — две большие разницы», — сказал он.

В.Христенко также обратил внимание на то, что успех евразийской интеграции во многом будет зависеть от гармонизации законодательства, в том числе в таких социально значимых сферах, как образование и здравоохранение.

Государственный секретарь Союзного государства Белоруссии и России Григорий Рапота сообщил, что товарооборот между двумя союзными государствами достиг почти 45 млрд. долларов США. Урегулирован вопрос с газотранспортной системой, строится Белорусская АЭС. Налажено сотрудничество в военной и правоохранительной сферах. Создана региональная группировка войск и единая региональная система ПВО. Дальнейшее развитие Союзного государства, по словам Г.Рапоты, видится в создании объединенных транспортных и энергетических систем, гармонизации законодательств в сфере налоговой и бюджетной ценовой политики, согласовании научно-технической и промышленной политики, решении вопроса с регистрацией и управлением союзной собственностью.

Г.Рапота указал на необходимость в процессе дальнейшей интеграции четче скоординировать взаимодействие между структурами СНГ, таможенного союза, ШОС, ОДКБ, ОЧЭС, Союзного государства.

По итогам обсуждения Министерству иностранных дел рекомендовано обеспечить к 1 мая завершение кодификации международных договоров, составляющих правовую базу ТС и ЕЭП с целью подготовки Договора о Евразийском экономическом союзе. Министерству экономического развития предложено продолжить работу по полной либерализации рынка услуг. Федеральной миграционной службе, Федеральной службе безопасности и Министерству иностранных дел рекомендовано рассмотреть вопрос об увеличении с 30 до 90 дней срока пребывания граждан государств-членов ТС и ЕЭП внутри единого пространства, а также в краткие сроки проработать вопрос о въезде граждан третьих стран на территорию государств ЕЭИ исключительно по загранпаспортам.