18 апреля состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности
18 апреля под председательством председателя Комитета С.А.Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.
Первым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели проект федерального закона № 238827–6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации»,который на заседании представил заместитель Министра экономического развития РФ С.Ю.Беляков.
В своем докладе официальный представитель Правительства РФ отметил, что законопроект направлен на снятие существующих ограничений и расширение возможных форм реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) с целью создания правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации.
В частности законопроектом предлагается унифицировать подходы к правовому регулирования ГЧП, определить полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации проектов ГЧП, установить обязательства публичного и частного партнеров при реализации соглашений о ГЧП, в том числе по обязательному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения частным партнером. При этом регламентируется возможность использования сторонами соглашения различных форм участия в соглашениях о ГЧП и их сочетания в зависимости от целей конкретного проекта, в том числе с использованием форм, предполагающих нахождение объекта соглашения в частной собственности.
С содокладом по законопроекту выступил председатель Комитета С.А.Гаврилов. В своем выступлении он отметил, что институт ГЧП в любой стране начинается с урегулирования вопросов собственности, прежде всего государственной. Председатель, в частности, сказал, что «в начале административной реформы, которая, к большому сожалению, так и не была доведена до конца в нашей стране, предпринималась попытка разработки федерального закона о публичном имуществе, который преследовал цель определить чёткий круг публичных полномочий (вопросов ведения) властей всех уровней и закрытого перечня имущества, необходимого органам публичной власти для исполнения полномочий, возложенных на них законодательными и нормативно правовыми актами. Вот только после этого, все избыточное имущество, не включенное в указанные перечни, подлежало приватизации или перераспределению посредством его вовлечения в проекты ГЧП. Вот откуда начинается ГЧП – с определения государством своих публичных полномочий, тех из них, которые оно исполняет единолично и монопольно, а также — публичных полномочий, которое государство готово либо полностью передать на исполнение — по сути «приватизировать» — или привлечь частично к участию в их исполнении частный бизнес при сохранении превалирования государственных интересов».
В этой связи нельзя относится к ГЧП как к экономической панацее, а потому неверно полагать, что рамочный законопроект сможет одномоментно решить все проблемы, связанные с развитием института ГЧП в России.
В ходе состоявшегося обсуждения депутаты Комитета поддержали позицию Правительства РФ в том, что законопроект в ходе предстоящей доработки должен сохранить свой рамочный характер и не нужно пытаться сделать его всеобъемлющим и чрезмерно зарегулированным. «Он должен быть предельно четким, ясным и понятным». По мнению Комитета, вполне достаточно определить сферу его действия, предмет соглашения о ГЧП, порядок отбора частного партнера, основные разделы договора ГЧП, содержание технико-экономического обоснования проектов ГЧП и процедуру обеспечения их информационной открытости.
В качестве направлений для доработки законопроекта депутаты указали на необходимость обеспечения надежного и объективного контроля за качеством и обоснованностью проектов ГЧП и предотвращения возможностей злоупотребления с публичным имуществом. В частности, в связи с продолжением в России процесса перераспределение публичной собственности было высказано предложение о временном отказе от использования в России моделей ГЧП, предусматривающих передачу государственного или муниципального имущества в частную собственность, а также целесообразность введения специального критерия финансовой состоятельности для допуска публично-правовых образований к участию в проектах ГЧП.
Кроме того от депутатов ГД прозвучало предложение об использовании в работе над законопроектом опыта зарубежных стран по созданию специального независимого контролирующего органа, согласующего принятие решений об участии публично-правовых образований в проектах ГЧП, и проводящего независимый аудит хода реализации проектов ГЧП. Также предлагалось рассмотреть возможность привлечения к этому структур Счетной палаты РФ и иных органов финансового контроля.
Комитет также отметил, что проекты ГЧП реализуются, в первую очередь, в интересах населения, направлены на решение общественно-значимых задач и удовлетворение нужд граждан. В связи с чем, общество должно иметь возможность участия в принятии решений о реализации того или иного проекта ГЧП, а также иметь право на получение исчерпывающей информации о ходе его реализации. По мнению депутатов, представлялось бы правильным, чтобы решение по вопросу участия муниципальных образований в проектах ГЧП в обязательном порядке принимались по итогам проведения местных референдумов или публичных слушаний, а проекты ГЧП в обязательном порядке включались в соответствующие планы развития территорий.
В целом Комитет посчитал законопроект Правительства РФ своевременным и актуальным, одобрил его концепцию и рекомендовал Государственной Думе принять его в первом чтении.
Вторым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели заключение по проекту федерального закона № 230553–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и в отдельные законодательные акты РФ в части распространения режима стимулирования практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности на хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, создаваемые бюджетными и автономными образовательными и научными учреждениями», который предусматривает предоставление научным бюджетным учреждениям право на создание хозяйственных партнерств в целях практического применения (внедрения) ими результатов интеллектуальной деятельности. Такое же право предоставляется и автономным научным учреждениям. Кроме того, законопроект распространяет льготы, предусмотренные для хозяйственных обществ, которые создаются такими учреждениями в соответствии с положениями Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», на аналогичные организации, создаваемые автономными учреждениями, а также на хозяйственные партнерства, создаваемые бюджетными и автономными научными и образовательными учреждениями.
Принявшие участие в обсуждении законопроекта депутаты Комитета отметили, что предоставление таких возможностей должно способствовать повышению эффективности коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Комитет также поддерживает предусмотренную законопроектом возможность изменения налогового режима в части перехода на упрощенную систему налогообложения, а также льготы по уплате обязательных платежей для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, создаваемых бюджетными научными и образовательными учреждениями.
Депутаты Комитета приняли решение рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.