29 марта в г. Владимире Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления совместно с Союзом городов Центра и Северо-Запада России, администрацией города Владимира и Законодательным Собранием Владимирской области провёл семинар-совещание. Депутаты Государственной Думы, законодательных (представительных) органов власти регионов и муниципалитетов, главы городов, члены Общественной палаты, представители Союза городов Центра и Северо-Запада России, учёные, эксперты обсудили текущие результаты муниципальной реформы и вопросы взаимодействия власти и общества в муниципальных образованиях.
Основными задачами семинара-совещания стали анализ ситуации в российском местном самоуправлении и обозначение дальнейших перспективах его развития. В ходе встречи состоялся обмен опытом активизации участия жителей в общественно-политических и управленческих процессах на местном уровне, а также поиск новых форм гражданской активности.
Отдельной темой семинара-совещания стало развитие территориального общественного самоуправления (ТОС). До недавнего времени существовала проблема проведения собраний и конференций граждан по вопросам организации и осуществления ТОС. Теперь она законодательно решена. В ноябре 2011 года был принят Федеральный закон №361-ФЗ, снизивший минимальную норму представительства граждан на собраниях и конференциях. Это позволяет функционировать ТОСам и на малочисленных территориях. Практика применения данной нормы пока сравнительно небольшая. В связи с этим участники встречи обсудили вопросы развития ТОСов в новых правовых условиях.
Председатель Комитета Виктор Кидяев
Кидяев
Виктор Борисович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что на сегодняшний день говорить об окончании муниципальной реформы пока рано:«Реформа местного самоуправления – процесс многосторонний. Если в вопросе упорядочивания полномочий различных уровней публичной власти уже достигнуты те результаты, которое можно обозначить как определённую «стабильность», то в сфере перераспределения финансовых источников для их исполнения предстоит ещё серьёзная работа. По разным оценкам, на сегодняшний день местному самоуправлению не хватает от 1,5 до 2 трлн. руб.
Реформа бюджетного и налогового законодательства в целях повышения финансовой обеспеченности муниципальных образований в данный момент ведётся очень активно. Правительство Российской Федерации разделило её на два этапа. Первый охватывает период с 2012 по 2014 год, второй – с 2015 по 2018.
Законодательная база первого этапа уже создана. Муниципалитеты, согласно изменениям, внесённым в законодательство в минувшем году, получили налог в виде стоимости патента от упрощённой системы налогообложения, дополнительные отчисления от сельхозналога, суммы штрафов за нарушение правовых актов органов местного самоуправления, отчисления от акцизов на горюче-смазочные материалы, дополнительные объекты обложения местным земельным налогом, отчисления от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Всё это в сумме даст местному самоуправлению в период до 2016 года дополнительные 67 млрд.руб.
Запланированные в рамках второго этапа меры сейчас получают законодательное оформление: Планируется передать муниципалитетам 35% отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, и в полном объёме доходы от транспортного налога с личного легкового транспорта физических лиц. Будут отменены некоторые федеральные льготы по местным налогам. В результате муниципальные бюджеты, по прогнозам, пополнятся ещё примерно на 190 млрд. руб.
Мы с коллегами – депутатами нашего Комитета – собираемся инициировать также перевод на муниципальный уровень некоторых отчислений от налога на прибыль организаций и налога на добычу общераспространённых полезных ископаемых, а также повышение норматива отчислений от НДФЛ в муниципалитеты как минимум до 50%. Всё это позволит обогатить муниципальные бюджеты почти на 500 млрд.!
Также мы будем двигаться по пути принятия законопроекта, который заменит два местных налога, земельный и имущественный, единым налогом на недвижимость: доходы местных бюджетов от налогообложения недвижимости возрастут в 1,5 раза».
Виктор Кидяев
Кидяев
Виктор Борисович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
подчеркнул, что проблемы местного самоуправления не сводятся только к нехватке финансовых средств. Муниципальные кадры нуждаются в совершенствовании своей квалификации, остро стоит проблема ремонта и обновления коммунальной инфраструктцры.
В то же время, по словам депутата, не стоит забывать о политическом аспекте местного самоуправления. Без укрепления демократии, без сближения власти с народом ни экономические, ни кадровые улучшения не дадут должного эффекта, ведь если местная власть будет далека от граждан, полученные ресурсы не будут использоваться в интересах жителей.
Общественная активность граждан, их готовность принимать деятельное участие в развитии своего города или села зависят от целого ряда факторов:
«Важная роль в этом отношении принадлежит государству и органам МСУ, которые должны создавать условия для участия граждан в общественно-политических процессах, в принятии решений в вопросах, напрямую затрагивающих их повседневную жизнь. При этом право граждан избирать депутатов представительных органов является лишь одной составляющей данного вопроса. Хотя это, бесспорно, очень существенно. Вместе с тем нужно несколько расширить круг действительных полномочий представительной власти.
На мой взгляд, муниципальные представительные органы должны выполнять четыре основные функции. Во‑первых, функцию контроля за исполнительной властью. Это важно делать именно системно. Во‑вторых, программную функцию – планирование развития территории своего муниципалитета и при этом способствовать тому, чтобы эти планы претворялись в жизнь. В‑третьих, непосредственно представительную функцию – функцию защиты интересов жителей. Это, наверное, самая главная их задача. В‑четвёртых, функцию общественного контроля. Ее органы местного самоуправления смогут эффективно выполнить вместе с организациями граждан по месту жительства, которые занимаются самоуправлением. Это, прежде всего, конечно, территориальное общественное самоуправление – самая массовая, гибкая и максимально приближенная к людям форма самоорганизации населения.
У граждан не должно складываться впечатления, что их влияние на работу муниципальной власти состоит только в простом участии в выборах, а дальше органы МСУ будут уже работать бесконтрольно от них. Поэтому нужно искать новые формы участия граждан в подготовке и принятии решений муниципальных органов. Этому вопросу, кстати, посвящена отдельная глава 131-го Федерального закона.
Очевидно, что задачу расширения гражданского участия в осуществлении местного самоуправления необходимо решать комплексно. Должна проводиться системная работа, направленная на распространение лучшего опыта, обучение должностных лиц местного самоуправления формам и методам взаимодействия с муниципальной общественностью. С другой стороны, необходимо обучение активистов территориального общественного самоуправления. Несомненно, большой вклад в распространение лучшего опыта и обучение могли бы внести ассоциации муниципальных образований. Но главное, чтобы все у самих граждан было желание участвовать в общественной жизни. Тогда будет результат».