14 марта состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности

14 марта под председательством председателя Комитета С.А.Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.

Первым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели проект федерального закона № 181178–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части совершенствования отдельных положений).

Законопроект предусматривает изменение целого ряда базовых положений Закона о банкротстве, в частности, критерия признания юридического лица банкротом и возбуждения дела о банкротстве, расширение участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в процедурах банкротства, установление дополнительных требований к кандидатурам арбитражных управляющих.

В соответствии с законопроектом в качестве критерия признания юридического лица банкротом устанавливается принцип превышения суммы его обязательств над балансовой стоимостью имущества, а также наличие просроченной задолженности, размер которой превышает 1 миллион рублей (в настоящее время он должен превышать 100 000 рублей).

В ходе обсуждения законопроекта депутаты отметили, что предлагаемый критерий банкротства — соотношение долгов и балансовой стоимости имущества, а также десятикратное увеличение пороговой величины задолженности для возбуждения дела о банкротстве приведут к тому, что кредиторы будут вынуждены прибегать к исполнительному производству, в рамках которого на наиболее ликвидное имущество должника будет налагаться арест с последующим обращением взыскания и продажей с торгов. Это сделает практически невозможной производственную деятельность должников и повлечет их ликвидацию. Таким образом, результатом предлагаемой новеллы станет нанесение ущерба как должнику, так и большей части кредиторов, поскольку процедура банкротства обеспечивает пропорциональное погашение задолженности перед всеми кредиторами в соответствии с очередностью, а не удовлетворение интересов кредитора, первым обратившемся с исполнительным листом в Службу судебных приставов, как это предусмотрено исполнительным производством. В результате ухудшится финансовое положение многих промышленных предприятий и будет нанесен ущерб доходной части бюджетов всех уровней.

Принятие законопроекта означает обязательное участие представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в собрании кредиторов и во всех процедурах банкротства без права голоса, т. е. не в качестве кредитора по налогам и иным обязательным платежам. Указанная новелла противоречит установленному статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации базовому принципу автономии воли субъектов гражданско-правовых отношений и представляет собой необоснованное вмешательство государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов, нарушает рыночные механизмы конкуренции.

Предусмотренное законопроектом участие в деле о банкротстве органов власти субъектов и органов местного самоуправления наряду с представителями ФНС может привести к коллизии интересов и действий различных органов государственной власти.

Предусмотренная законопроектом возможность погашения из бюджетных средств субъекта Российской Федерации или муниципального образования задолженности должника перед всеми кредиторами представляет собой по существу передачу бюджетных средств должникам — юридическим лицам частной формы собственности (причем доказавшим свою неэффективность) по произвольным критериям. Принятие данной нормы повлечет за собой неконтролируемые дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что ставит под угрозу сбалансированность всей бюджетной системы Российской Федерации.

Не получило поддержку участников обсуждения положение законопроекта о возможности погашения из бюджетных средств задолженности по налоговым и иным обязательным платежам, поскольку такой механизм может нанести существенный ущерб бюджету субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Использование предлагаемого механизма будет означать погашение задолженности юридического лица по налоговым платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды за счет средств тех же бюджетов, что противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации и является экономически нецелесообразным.

Предлагаемый запрет участия лица в более чем двух делах о банкротстве в качестве арбитражного управляющего не учитывает ситуацию банкротства группы взаимосвязанных лиц либо лиц, обладающих незначительными активами. Более того, установление законом количественного ограничения на количество дел о банкротстве, в которых участвует арбитражный управляющий, является неправильным, количество дел не связано непосредственно с качеством деятельности управляющего.

Депутаты Комитета приняли решение рекомендовать Государственной Думе отклонить законопроект.

Вторым вопросом рассмотрен проект федерального закона № 104824–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в части уточнения правового положения субъектов оценочной деятельности). По данному вопросу депутаты Комитета решили принять к сведению намерения авторов законопроекта перевнести законопроект в новой редакции с целью учета замечаний, высказанных в ходе обсуждения.

Третьим вопросом депутаты рассмотрели подготовленный к первому чтению проект федерального закона № 221335–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта». Законопроектом устанавливается порядок передачи олимпийских объектов, построенных за счет государственной корпорации «Олимпстрой» (далее – корпорация), в государственную или муниципальную собственность.

В соответствии с законопроектом олимпийские объекты передаются Корпорацией в государственную или муниципальную собственность в упрощенном порядке на основании решений Правительства Российской Федерации по акту приема-передачи.

Публично-правовое образование (Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи), в собственность которого передается конкретный олимпийский объект, определяется Правительством Российской Федерации исходя из функционального назначения передаваемых олимпийских объектов. При этом даже в случае отказа принимающей стороной от подписания акта приема-передачи соответствующий акт утверждается Корпорацией в одностороннем порядке.

Законопроектом определяются в качестве исчерпывающих оснований для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, Краснодарского края, города Сочи на земельные участки, изъятые для строительства олимпийских объектов, соглашения с бывшими собственниками таких участков в связи с их изъятием или решения суда об изъятии таких земельных участков.

Принявшие участие в обсуждении законопроекта депутаты Комитета по вопросам собственности отметили, что принятие законопроекта является очень актуальным и его концепция может быть поддержана, поскольку в связи с предстоящим по окончании Олимпийских игр 2014 года прекращением деятельности Корпорации «Олимпстрой» необходимо определить юридическую судьбу олимпийских объектов, построенных за счет средств Корпорации. В законопроекте правомерно устанавливается, что такие объекты передаются в федеральную собственность, государственную собственность Краснодарского края, муниципальную собственность города Сочи.

В части доработки законопроекта ко второму чтению отмечалось, что для последующего содержания и нормального функционирования олимпийских объектов необходимы соответствующие денежные средства из федерального, регионального и местного бюджетов. В этой связи возражения, например, города Сочи или Краснодарского края против передачи в государственную либо муниципальную собственность конкретного олимпийского объекта могут быть вызваны нехваткой средств на его содержание. В силу указанного обстоятельства положение законопроекта об одностороннем подписании Корпорацией акта передачи олимпийского объекта даже в случае возражений принимающей стороны представляется нецелесообразным. Во избежание указанных противоречий предлагается рассмотреть возможность дополнения законопроекта правовой нормой о том, что решение о передаче олимпийского объекта в государственную собственность Краснодарского края или в муниципальную собственность города Сочи принимается по согласованию с принимающей стороной.

Законопроект не содержит механизм осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок в случае, если один объект недвижимости расположен на нескольких земельных участках разной формы собственности, например, муниципальной города Сочи и Краснодарского края. Очевидно, что в этом случае необходимо формирование нового земельного участка и его передача в собственность того же публично-правового образования, что и соответствующий олимпийских объект.

Депутаты Комитета приняли решение рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.