6 марта фракция КПРФ провела «круглый стол» на тему: «Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и его первые результаты

Открывая дискуссию, первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин Смолин Олег Николаевич Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
сказал: «Мы не можем однозначно предсказать последствия принятого закона об образовании. В нем 179 отсылочных и 44 бланкетных нормы. О содержании будущей образовательной политики закон представления не дает».

Вместе с тем, по оценке О.Смолина, состояние российского образования в последние годы значительно ухудшается. «В конце советского периода мы входили в десятку первых стран по показателю человеческого потенциала. В настоящее время, по данным ООН, Россия занимает 66-е место. По качеству образования наша страна входила в тройку лидеров. В 2003 году мы были пятнадцатыми, а в последние годы положение колеблется между 41-м и 53-м местом», — сообщил О.Смолин. Но еще большее впечатление, по его словам, производят социологические опросы. Так, один из них, проведенный в 2011 году, показал: 32% российского населения убеждены, что Солнце — спутник Земли.

По информации О.Смолина, в ближайшие годы количество школьников увеличится на 1,5 млн. человек, в связи с чем возрастет нагрузка на учителей. В высшем образовании, наоборот, численность студентов сократится почти на 1,5 млн. человек, а вузовских преподавателей — на 40- 45%. «Это путь к понижению человеческого потенциала в нашей стране», — заключил он.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин заметил, что реформа образования напрямую влияет на самоорганизацию общества. «Если когда‑то общество складывалось из партий, клубов, социальных групп, то теперь более заметны такие явления, как секты. Секта — это то, что определяется тестовой системой образования. Когда человек сдает тест, ему не нужно строить причинно-следственные связи. Достаточно выбрать готовый ответ из уже имеющихся. Это формирует определенный тип сознания и определяет общественную жизнь», — сказал М.Делягин.

Профессор МГУ имени М.В.Ломоносова Александр Бузгалин, говоря об альтернативных вариантах развития системы образования, высказался за общедоступность образования на всех уровнях — «от детского сада до университета для пенсионеров». По его словам, это должна быть система, в которой каждые пять лет люди проходят переквалификацию, где существуют социальные лифты и тщательная забота о тех, кто идет к образованию из бедных семей.

А.Бузгалин также отметил, что благодаря усилиям профессионального сообщества, в образовании мера отступления от социально ориентированной экономики меньше, чем в других отраслях.

Директор института океанологии Роберт Нигматуллин констатировал, что уровень образования снизился во всем мире. Чтобы поднять этот уровень в России, необходимо повысить зарплату учителя до 60–70 тысяч рублей. Для этого в сферу образования надо дополнительно направить триллион рублей. «А яхты, шоу, олимпиады и прочие развлечения должны финансироваться по остаточному принципу, — убежден Р.Нигматуллин. — И необходимо заставлять учиться всех до 17 лет. Это трудно. Но нельзя внушать детям и взрослым мысль, что можно жить легко».