14 февраля состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности

14 февраля под председательством С.А.Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.

Первым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели проект федерального закона № 118079–6О проекте федерального закона № 118079–6 «О внесении изменений в статью 20115 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в части уточнения порядка расчетов по текущим платежам).

Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования банкротства застройщиков, в частности, механизмов погашения требований кредиторов, таких как перечисление на специальный банковский счет должника или депозит нотариуса.

В ходе обсуждения законопроекта депутаты подержали поправки, дополняющие законопроект следующими положениями:

конкурсный управляющий вправе заключать договоры, предусматривающие передачу жилых помещений, и соглашения об изменении или расторжении таких договоров исключительно с согласия собрания участников строительства;

срок закрытия реестра требований кредиторов исчислять для участников строительства с даты получения ими уведомлений от арбитражного управляющего об открытии конкурсного производства. При этом пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен арбитражным судом.;

— при определении числа голосов на собрании участников строительства предлагается учитывать размер реального ущерба, а не только стоимость квартиры;

Комитет утвердил таблицу № 1 поправок, предлагаемых к принятию, и текст законопроекта во втором чтении.

Вторым вопросом повестки был рассмотрен во втором чтении проект федерального закона № 201812–6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства», внесенный Правительством Российской Федерации.

В ходе обсуждения законопроекта депутаты поддержали концепцию законопроекта, согласно которому:

 — разрешается выкуп помещений арендаторам, арендующим помещения в течение 2-х лет до 1 сентября 2012 года, т.е без привязки к дате вступления в силу Федерального закона № 159.

 — действие указанного Федерального закона продлевается на 2 года – до 1 июля 2015 года.

 — при предоставлении рассрочки при выкупе арендованного помещения законопроектом предлагается отменить требование первоначального взноса и установить ежеквартальные равные выплаты. Срок рассрочки предлагается устанавливать не менее чем 3 года.

 — предусматривается отмена ограничений по площади выкупаемых арендованных помещений. В настоящее время предельные площади устанавливаются законами субъектов РФ.

 — разрешается выкуп арендаторами – субъектами малого или среднего предпринимательства помещений, включенных в перечни недвижимого имущества, запрещенного к приватизации и предназначенного для оказания имущественной поддержки развитию малого и среднего предпринимательства, в случае, если арендатор арендует это имущество не менее 5 лет до дня подачи заявления о выкупе и это имуществ включено в перечень не менее 5 лет до дня подачи такого заявления.

 — расширяются возможности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления устанавливать льготные ставки арендной платы за помещения, используемые субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально значимые и иные приоритетные виды деятельности.

По информации Минэкономразвития РФ, принятие указанных поправок позволит субъектам малого и среднего предпринимательства дополнительно выкупить более чем 30 000 помещений.

Вместе с тем при подготовке законопроекта ко второму чтению, по мнению членов Комитета, его следует доработать.

В частности, представляется целесообразным сохранить определенный предел площади арендуемых помещений, которые могут быть выкуплены арендатором. В случае снятия указанного ограничения, возникнут ситуации, когда арендатор – субъект малого или среднего предпринимательства выкупит на внеконкурсной основе арендуемое помещение площадью в несколько тысяч квадратных метров с тем, чтобы перепродать его третьему лицу. Таким образом, бюджет субъекта Российской Федерации и муниципального образования может понести значительный ущерб, а цель предлагаемых поправок в Федеральный закон № 159-ФЗ – усиление имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – окажется юридическим прикрытием для приобретения на внеконкурсной основе государственного и муниципального имущества третьими лицами.

Депутаты Комитета рекомендовали Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.

Третьим вопросом депутаты рассмотрели подготовленный к первому чтению проект федерального закона № 73993–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения выплаты дивидендов», внесенный Советом народных депутатов Кемеровской области.

Целью законопроекта является увеличение поступления налога на прибыль в федеральный и региональные бюджеты посредством снижения у налогоплательщиков стимулов к оптимизации налогообложения путем сокрытия налогооблагаемой базы.

Законопроектом для достижения поставленной цели предлагается ограничить размер дивидендов, выплачиваемых акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью, суммой налогооблагаемой прибыли общества за год, предшествующий году принятия решения о выплате дивидендов. В связи с этим законопроект предусматривает внесение соответствующих изменений в статью 102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 43 Федерального закона «Об акционерных обществах» и статью 29 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Депутаты приняли решение не поддерживать законопроект, поскольку предлагаемые изменения могут вызвать ухудшение инвестиционного климата в стране. По мнению Комитета, представляется необоснованным для достижение фискальных целей осложнять условия осуществления предпринимательской деятельности, основная цель которой состоит в извлечении прибыли на вложенный капитал.

Депутаты отметили, что законодательство должно стимулировать получение акционерами доходов от деятельности общества именно в форме дивидендов, размер которых находится в прямой зависимости от размера налогооблагаемой прибыли общества. Соответственно, естественное желание акционеров увеличить размер дивидендов будет являться достаточным побудительным мотивом для повышения налогооблагаемой прибыли общества. Кроме того, установление предлагаемых законопроектом ограничений может побуждать участников хозяйственных обществ на получение доходов от деятельности общества путем использования различного рода «серых» схем, которые как раз и приводят к уменьшению налогооблагаемой прибыли общества.

Члены Комитета также обратили внимание на внутреннюю противоречивость предлагаемых законопроектом новелл и имеющиеся в законопроекте терминологические неточности.

По результатам обсуждения Комитет принял решение об отклонении законопроекта.

Четвертым вопросом был рассмотрен проект федерального закона № 196666–6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», внесенный Правительством Российской Федерации.

Комитет по вопросам собственности рассмотрел указанный законопроект в качестве соисполнителя в части внесения изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно законопроекту предлагается установить, что, если банкротство должника наступило вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, руководителя должника, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Законопроект содержит порядок определения размера субсидиарной ответственности контролирующего лица, руководителя должника, который равен общему размеру требований кредиторов, оставшихся непогашенными по причине недостаточности имущества должника. Также устанавливается порядок подачи заявления в арбитражный суд привлечения упомянутых лиц к субсидиарной ответственности, а также порядок рассмотрения этих заявлений арбитражным судом.

В ходе обсуждения законопроекта депутаты Комитета отметили исключительную важность вносимых изменений в Закон о банкротстве, поскольку определенная часть незаконных финансовых операций с участием фирм-однодневок, связанных с легализацией преступных доходов, уклонением от уплаты налогов, осуществляется через механизмы банкротства.

Данные правовые нормы носят концептуальный характер и их принятие будет способствовать предотвращению действий или бездействия контролирующих собственников должника и руководителя должника по доведению организации-должника до банкротства. Особенно эффективными может стать использование предлагаемых норма во многочисленных случаях, когда действия руководителя должника по доведению до банкротства формально не подпадают под статью Уголовного кодекса об ответственности за преднамеренное банкротство, однако фактически являются таковыми. В таких ситуациях гораздо более действенным представляется механизм именно материальной, а не уголовной или административной ответственности руководителей должников.

Члены Комитета высказали мнение о необходимости внесения при подготовке законопроекта ко второму чтению ряда дополнительных изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», способствующих достижению основной цели принятии проекта.

В целях исключения случаев недобросовестного поведения контролирующих собственников, органов управления юридического лица, необходимо изменить установленный порядок возмещения судебных расходов по делу о банкротстве, возложив их на органы управления должника, уполномоченные принимать решение о ликвидации юридического лица.

Кроме того, следует дополнить основания для привлечения руководителей должников, контролирующих собственников должника к субсидиарной ответственности случаем отсутствия денежных средств и активов должника на оплату судебных издержек на его ликвидацию.

Депутаты Комитета по вопросам собственности рекомендовали Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.