24 января состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности

24 января под председательством С.А.Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.

Первым вопросом депутаты заслушали информацию аудитора Счетной палаты И.В.Васильева об основных итогах контрольного мероприятия по проверке эффективности управления и распоряжения федеральным имуществом в г. Москве. Для рассмотрения вопроса были приглашены представители Министерства экономического развития РФ, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Росимущества в г. Москве, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Департамента имущества г.Москвы.

По ходу состоявшегося обсуждения члены Комитета обратили внимание представителей исполнительных органов государственной власти на характерность проблем и общность нарушений, систематически допускаемых территориальными управлениями Росимущества при осуществлении полномочий собственника федерального имущества, оказании государственных услуг и реализации правоприменительных функций в сфере имущественно-земельных отношений.

По мнению Комитета, отмеченные Счетной палатой РФ нарушения являются следствием отсутствия консолидированного подхода к осуществлению делегированных территориальным управлениям полномочий, а также единого федерального органа исполнительной власти, наделенного полномочиями собственника федерального имущества и в полном объеме отвечающего за эффективность его использования. Комитет отметил, что существующая в России система распределения полномочий между органами исполнительной власти, в которой Росимущество управляет лишь частью федеральной собственности — за исключением случаев, когда полномочия собственника или права акционера переданы иным органам исполнительной власти или государственным корпорациям — обуславливает неизбежность возникновения конфликта интересов между агентством, отраслевыми министерствами (ведомствами) и государственными корпорациями.

До настоящего времени, даже с учетом введенной в прошлом году Росимуществом в действие системы электронного обмена данными, отсутствует системный подход к оценке эффективности использования ФГУПами переданной им федеральной собственности, а механизм сбора информации и контроля за их деятельностью представляется недостаточно функциональным. К примеру, до сих пор не реализованы требования по реорганизации, ликвидации либо приватизации ФГУПов, не имеющих ведомственного подчинения, хотя срок исполнения соответствующего поручения Правительства РФ истек еще 1 июля 2010 года. С точки зрения Комитета главной причиной этого является «отсутствие официальной информации» и недостоверная статистика о деятельности таких ФГУПов.

Также депутаты Комитета обратили внимание на тот факт, что из‑за вмешательства в ход приватизации отраслевых министерств и ведомств, в ведении которых находятся подлежащие приватизации имущественные активы, систематически срывается выполнение утвержденной программы приватизации. В частности, по состоянию на 19 сентября 2012 года в московском территориальном управлении Росимущества «находились на исполнении решения об условиях приватизации по 87 предприятиям, принятые начиная с 2002 года».

В этой связи Комитет поддержал предложение Счетной палаты РФ о закреплении (по аналогии с опытом Германии по созданию специального агентства «БИМА») за Росимуществом исключительных полномочий по управлению и распоряжению всей федеральной собственностью, включая осуществление прав акционера от имени РФ в открытых акционерных обществах, с одновременным «изъятием» этих полномочий у других органов исполнительной власти. Для унификации данных об имуществе министерств и ведомств рекомендуется поручить последним провести актуализацию перечней подведомственных им учреждений и предприятий, а при их отсутствии — представить результаты инвентаризации в Правительство РФ в виде проектов таких перечней.

Наглядным подтверждением целесообразности указанной инициативы, по мнению членов Комитета по вопросам собственности, стали факты злоупотреблений с федеральным имуществом в Министерстве обороны РФ, для которого всегда была присуща политика игнорирования процедур взаимодействия с иными органами исполнительной власти при решении имущественных вопросов — как было при передаче земель обороны в ведение Министерства регионального развития РФ и Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства или в вопросах приватизации высвобождаемого военного имущества.

Вторым вопросом повестки был рассмотрен проект федерального закона № 185943–6 «О внесении изменения в статью 20.1 Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

В соответствии с указанным Федеральным законом с сельскохозяйственными товаропроизводителями может быть заключено соглашение о реструктуризации долгов, предусматривающее, в частности, отсрочку выплаты долга на срок не менее 5 лет. При этом Закон предусматривает, что участнику такого соглашения, не допустившему нарушений условий соглашения о реструктуризации долгов, либо пострадавшему в результате стихийных бедствий может быть предоставлена кроме 5-летней дополнительная отсрочка погашения долга на срок до 2-х лет.

Законопроектом предлагается увеличить период этой дополнительной отсрочки с 2 до 5 лет, а также установить, что участникам соглашения о реструктуризации долга, которым предоставлена эта дополнительная отсрочка, может быть дана еще одна – третья отсрочка на срок до 3-х лет.