Председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев рассказал о планах работы Комитета в весеннюю сессию

Председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев Кидяев Виктор Борисович Кидяев
Виктор Борисович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
рассказал о предстоящей работе:

«В 2013 году, в частности в период начавшейся сегодня весенней думской сессии, нам предстоит серьёзная работа по совершенствованию законодательства по вопросам разграничения полномочий между уровнями публичной власти, финансово-экономического обеспечения регионов и муниципалитетов, государственной службы, стратегическому планированию развития территорий и др.

Самый существенный блок работы в 2013 году – продолжение преобразования бюджетного и налогового законодательства в целях улучшения финансово-экономического обеспечения регионов и муниципальных образований. Мы продолжим поиск оптимальных и достаточных налоговых и неналоговых источников доходов региональных и местных бюджетов.

Правительство Российской Федерации с опорой на предложения, разработанные нашим Комитетом, подготовило план повышения уровня доходов местных бюджетов, который будет реализован в два этапа: первый охватывает период с 2012 по 2014 год, второй – с 2015 по 2018. Для мер, включённых в первый этап, уже была подготовлена законодательная база в прошлом году. Сейчас ведёт активная работа над законодательным оформлением запланированных в рамках второго этапа реформы мер.

На втором этапе на муниципальный уровень предлагается передать 35% отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения. В данный момент они в полном объёме перечисляются в бюджеты субъектов РФ. Этих 35% распределятся по местным бюджетам в зависимости от типа муниципальных образований: в бюджеты муниципальных районов перейдёт 20%, а в бюджеты поселений – 15% отчислений от этого налога.

Из тех 20% отчислений от налога на доходы физических лиц, которые сейчас поступают из консолидированного бюджета субъекта РФ в разные местные бюджеты, планируется 5% отчислений в обязательном порядке закрепить за бюджетами поселений. Причём, распределяться эти средства между бюджетами поселений будут по критерию численности их населения.

В перспективе рассматривается вопрос о расщеплении доходов от транспортного налога между бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Предполагается, что органы местного самоуправления в полном объёме будут получать доходы от транспортного налога, уплачиваемого физическими лицами. Поступления предполагается распределять поровну между бюджетами поселений и муниципальных районов. В то же время регионы будут получать доходы от транспортного налога, уплачиваемого организациями.

Всё это внесёт существенный вклад в пополнение доходной базы местных бюджетов. Однако для того, чтобы полностью решить финансово-экономические проблемы муниципальных образований, нужны дополнительные меры. Например, хорошим решением может стать включение местного самоуправления в сферу недропользования: муниципалитетам можно дать право распоряжаться некоторыми общераспространёнными полезными ископаемыми. Необходимо продолжать и совершенствование формирования муниципальной собственности. Улучшать инвестиционный климат в муниципальных образованиях. Мы планируем работать над формированием правовой базы для этого, преобразовывать разрозненные инициативы, направленные на оптимизацию финансирования регионов и муниципалитетов, в законопроекты.

Вопросы полномочий мы тоже не оставим без внимания в нынешнем году, в том числе в период весенней сессии. Процесс разграничения и упорядочивания полномочий в настоящее время нельзя считать завершённым. В данной сфере предстоит сделать очень многое. Во‑первых, обеспечить соответствие между положениями базового (Федеральные законы № 184-ФЗ и № 131-ФЗ) и отраслевого законодательства в части определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Во‑вторых, исключить закрепление одинаковых или сходных полномочий за разными уровнями власти одновременно, для чего провести инвентаризацию таких полномочий. В‑третьих, рассмотреть вопрос об исключении из компетенции субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не свойственных им функций. В‑четвёртых, провести инвентаризацию полномочий, осуществляемых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, обеспечить передачу в собственную компетенцию субъектов Российской Федерации ряда таких полномочий, являющихся региональными по своим свойствам. В‑пятых, законодательно ограничить количество полномочий, делегируемых Российской Федерации органам региональной и муниципальной власти, отдав предпочтение закреплению соответствующих полномочий в качестве собственных в случае необходимости их осуществления на региональном или местном уровне.

Теперь о текущих законопроектах, над которыми мы работали накануне завершения зимней сессии и над которыми продолжаем работать сейчас.

С учётом определённых замечаний осенью наш Комитет рекомендовал Госдуме принять в первом чтении законопроект, вносящий изменения в Налоговый кодекс РФ и Лесной кодекс РФ. Он продолжает ранее начатую политику поэтапной отмены федеральных льгот по местным налогам. Предлагается включить в число облагаемых земельным налогом некоторые объекты, в данный момент изъятые из оборота: здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, военные суды. Также сюда будут отнесены объекты организаций и учреждений ФСБ и ФСИН. Наконец, подлежат, согласно новым нормам, обложению земельным налогом земельные участки, занятые государственными автомобильными дорогами общего пользования. Депутаты считают справедливым компенсировать из федерального бюджета сопряжённые с данными изменениями расходы ведомств, которым принадлежат подобные объекты. Это должно быть учтено при составлении проекта федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015–2016. Мы ведём работу над поправками к законопроекту.

Сейчас в Государственной Думе на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий введение местного налога на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество физических лиц. Его планируется взимать на основе оценки рыночной стоимости недвижимого имущества. Ожидается, что в результате введения этого налога доходы местных бюджетов увеличатся в 1,5 раза. В целях введения данного налога Правительство Российской Федерации сейчас готовит поправки в законодательство на основании анализа результатов работ по проведению массовой оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости в разных субъектах РФ.

На рассмотрении в Госдуме находится ещё один интересный законопроект, который предлагает предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления право устанавливать нормативы отчислений от неналоговых доходов в местные бюджеты. Однако данные нормативы, как мы считаем, должны быть едиными, а не дифференцированными, как предлагается в проекте. Нет методик расчёта размера данных нормативов отчислений в различные муниципальные образования. Данный подход не соответствует принципу равенства бюджетных прав муниципальных образований, установленному в статье 31.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Будем работать над поправками.

Законопроект «О государственном стратегическом планировании», внесённый Правительством Российской Федерации, в нынешнюю сессию будет рассмотрен Государственной Думой во втором чтении. Это базовый закон в данной сфере.

Положения проекта определяют правовые основы государственного стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного стратегического управления и бюджетной политики, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в области государственного стратегического планирования.

Вместе с тем в законопроекте не определены формы, порядок и условия участия органов местного самоуправления в государственном стратегическим планированием. Не установлены правовые основы муниципального стратегического планирования в процессе прогнозирования, программно-целевого и территориального планирования. Не налажена взаимосвязь между процессами муниципального стратегического планирования и государственного стратегического планирования. Поэтому мы с коллегами – членами Комитета – подготовили системные поправки к документу, которые регламентируют вопросы муниципального стратегического планирования.

Учёт интересов местного самоуправления при осуществлении стратегического планирования нужно отразить даже в самом названии законопроекта и переименовать документ: «О государственном и муниципальном стратегическом планировании».

В том же ключе следует отредактировать и положения, касающиеся предмета регулирования и юридических определений основных понятий: «планирование», «прогнозирование», «система стратегического планирования», и т. д. Везде к понятию «государственное» мы в своём пакете поправок добавили «и муниципальное». Понятийный аппарат предлагаем дополнить такими терминами, как стратегия социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период, программа социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период, прогноз социально-экономического развития, муниципальная программа.

В подробностях необходимо прописать все моменты, связанные с разработкой долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования: периодичность, принципы, в соответствии с которыми он разрабатывается, основания для его корректировки, степень и характер участия в его составлении федеральной и региональной власти, и т. д. Стоит закрепить и основные составляющие среднесрочного прогноза социально-экономического развития МО, периодичность его составления и – также – долю участия уполномоченных органов вышестоящих уровней власти.

Определены в наших поправках порядок и принципы разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования, её корреляция с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, стратегией регионального развития Российской Федерации и другими важными документами. На какой период она разрабатывается, кто принимает решения о её корректировке, что содержит данная стратегия – эти и другие моменты также нашли отражение в поправках к законопроекту. Раскрыто понятие долгосрочной бюджетной стратегии муниципального образования и связанные с ней ключевые моменты.

Аналогичным образом в поправках прописываются программа социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период и муниципальная программа. Закрепляются понятие схемы территориального планирования муниципального образования и её зависимость от Градостроительного Кодекса РФ.

Изменения мы предлагаем внести и в главу, посвящённую вопросам разграничения полномочий в сфере стратегического планирования. Нужно отдельно выделить муниципальный уровень. За ним нужно закрепить определение приоритетов и направлений социально-экономической политики, целей социально-экономического развития муниципального образования и способов их достижения; установление требований к содержанию документов муниципального стратегического планирования, деятельность по их разработке, рассмотрению и утверждению; мониторинг реализации документов муниципального стратегического планирования; а также иные полномочия в области муниципального стратегического планирования, отнесённые Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

В поправках мы также определили субъектов муниципального стратегического планирования. К ним относятся глава муниципального образования, а также высший исполнительный, представительный и контрольно-счётный органы местного самоуправления.

Наша задача – приложить максимум усилий к тому, чтобы данные поправки были снесены в законопроект ко второму чтению.

Также сейчас в Государственной Думе на рассмотрении находится очень важный законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Мы готовим его ко второму чтению. Он определяет правовую основу формирования Федеральной контрактной системы (ФКС) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, принципы, этапы и круг её участников, способы закупок и условия их применения, регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием закупок, проведением процедур отбора поставщиков, исполнением контрактов, мониторингом, надзором, контролем и аудитом в данной сфере.

Для того, чтобы ФКС функционировала максимально открыто, прозрачно и эффективно, чтобы исключить случаи коррупции и злоупотреблений, в законопроекте прописан ряд важных норм. Обязательным становится размещение в открытом доступе на официальном интернет-сайте информации о проведении процедур, планов закупок, результатов аудита контракта. Вводится институт общественного контроля за государственными и муниципальными закупками. Появляется институт контрактной службы заказчиков. Меняется подход к определению исполнителя контракта: теперь исполнитель определяется по результатам открытого конкурса. Устанавливается запрет на заключение контракта с единственным поставщиком в случае, если не состоялись торги. Закрепляется процедура изменения и расторжения контракта. Предусматриваются и некоторые антидемпинговые меры. Законодательно обеспечивается качественный аудит результатов исполнения контрактов.

Обширный комплекс мер позволит обеспечить законодательное единство всего цикла государственных и муниципальных закупок, осуществить переход к системному, многоэтапному и более гибкому регулированию данных процессов.

Продолжим мы и совершенствование правового регулирования государственной службы.

Осенью Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, который запрещает лицам, уклонившимся от прохождения военной службы по призыву, замещать должности гражданской службы. Он разработан в целях реализации Указа Президента «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» и мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву. Мы с коллегами – членами Комитета – работаем над уточнением поправок к нему. В редакции законопроекта, которая будет представлена ко второму чтению, мы предлагаем прописать, что гражданин не может замещать должность государственной службы только при наличии судимости за уклонение его от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы. Конкретика здесь необходима: понятие «лицо, уклоняющееся от военной службы» слишком размыто. В качестве критерия нужен конкретный юридический факт. Если есть решение суда, подтверждающее, что гражданин действительно безосновательно не прошёл военную службу, только в таком случае к нему применим данный запрет.

Интересы госслужащих, имеющих маленьких детей, и беременных женщин, состоящих на госслужбе, будут защищены. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится внесённый Правительством Российской Федерации законопроект, регулирующий отдельные положения Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Он позволит предотвратить случаи, подобные тому, который произошёл с гражданкой Лилией Пугиевой. Беременную женщину, работавшую начальником отдела кадров и госнаград администрации главы Республики Ингушетия, уволили за дисциплинарный проступок – прогул. Вместе с тем, согласно нормам Трудового Кодекса РФ, единственным основанием для увольнения беременной госслужащей может быть ликвидация организации.

Необходимо ликвидировать в базовом законе в данной сфере – законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» – положения, препятствующие субсидиарному применению к гражданским служащим норм Трудового кодекса, предусматривающих предоставление государственных гарантий при сокращении должностей. На это и направлен законопроект, который мы сейчас готовим к первому чтению. В грядущий четверг планируем рассмотреть его на заседании Комитета.

Надеюсь, что наша работа в 2013 году будет эффективной и даст высокие результаты в сфере регионального развития и местного самоуправления, совершенствования федеративного устройства и государственной службы».