Выступление Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина на Международном парламентском форуме «Современный парламентаризм и будущее демократии» 10 декабря 2012 г.

Уважаемые участники форума!

Уважаемые коллеги!

Дамы и господа!

Я искренне рад, что такой представительный круг законодателей, государственных деятелей и экспертов – воспринял наше приглашение принять участие в дискуссии о современном парламентаризме. О его достижениях, об актуальных вызовах и о месте парламентской демократии в современном мире.

На этом Форуме присутствуют представители 23 стран мира — причем самых разных политических взглядов и самых разных возрастов. В том числе – самый молодой депутат Национального собрания Франции Марион Марешаль-ле-Пен, у которой сегодня — день рождения. Разрешите от имени всех участников форума поздравить госпожу ле-Пен и пожелать ей успехов и благополучия.

Наша сегодняшняя встреча проходит на рубеже двух очень важных и значимых для России годов. 2012-й – объявлен в нашей стране Годом российской истории. На него приходится сразу несколько юбилеев — значительных исторических событий, которые существенно повлияли не только на развитие нашей страны, но и всего мира. А в декабре следующего года – исполнится 20 лет со дня принятия Конституции России и со дня первых выборов в Федеральное Собрание. Полагаю, что указанные юбилеи – достойны и международного внимания. Ведь они напрямую связаны с ценностями демократии и строительством правового государства в самой большой по территории стране мира.

Да, впервые российская Государственная Дума – возникла еще в царские времена, в 1906 году. Однако напомню, что ее первый созыв проработал всего 72 дня и был распущен. А из всех четырех дореволюционных Дум – лишь одна не прекратила свою работу досрочно.

Для сравнения: все пять предыдущих созывов современной Государственной Думы отработали полный срок полномочий. И это – несмотря на целый ряд острых и конфликтных ситуаций, особенно в 90-х годах прошлого века.

Два десятилетия – это, конечно же, очень малый срок по меркам истории. Но за этот период мы сумели пройти путь, который другие страны проходили целые столетия. И что бы ни утверждали критически настроенные умы как в нашей стране, так и за рубежом – Конституция 1993 года и создание парламента новой России – оказали решающее влияние на развитие демократии не только в нашей стране, но и на всем Евразийском пространстве.

Сегодня, когда идут активные процессы общественно-политической модернизации и, по сути, начался новый правотворческий цикл – парламент России вышел на новый этап своей деятельности. Это и большая открытость гражданскому обществу, и укрепление межфракционного диалога, и широкое использование независимой экспертизы.

Сразу скажу – мы рассчитываем и на новый этап в укреплении межпарламентского взаимодействия. Я в целом убеждён, что законодатели разных стран, используя широкие возможности парламентской дипломатии, могут сделать для современного мира много больше, чем это делается сейчас.

Вы знаете, что 1 декабря – дан старт председательству российской Федерации в «группе двадцати», в рамках которой идёт обсуждение глобальных проблем экономического развития. И хотя ключевую роль в этом играют лидеры государств и влиятельных международных организаций – парламенты также примут участие в этой работе. Повестка «двадцатки» должна найти отражение в наших межпарламентских дискуссиях.

Россия постоянно подчеркиваёт необходимость не создавать новые разделительные линии — с тем, чтобы не допустить политических кризисов.

Однако мы ясно видим и то, что в мировой политике сохранились и прежние штампы, и стереотипы, и подчас стойкое нежелание слышать мнение партнёров по диалогу. Видим и продолжающиеся попытки использования «двойных стандартов» в сфере демократии. Один из последних примеров — это одобренный совсем недавно Сенатом США так называемый «Закон Магнитского». Удивительно, что нравоучения другим государствам дает страна, которая создала на территории ряда государств тайные тюрьмы, в которых творится беззаконие и произвол, в которых заключенные подвергаются пыткам, как в средневековье. Готов еще раз повторить: мы примем меры в отношении должностных лиц и других граждан США, грубо нарушающих права человека. Уже на этой неделе Государственная Дума рассмотрит соответствующий законопроект, подготовленный депутатами всех четырех парламентских фракций.

Уважаемые дамы и господа!

Одна из задач парламентариев – это законодательно определять и отстаивать стандарты демократии в различных областях общественной жизни. Это необходимо для устойчивого развития как наших обществ, так и недопущения «двойных стандартов» по отношению к различным государствам.

В этом плане законодатели России и других стран Содружества Независимых Государств имеют заслуживающий внимания опыт. В рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ ими была разработана конвенция «О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ». Эта конвенция, принятая в 2002 году, подписана главами восьми государств Евразии. И она во многом определяет проведение выборов в наших странах.

На базе упомянутой конвенции Россия — в период своего председательства в Комитете Министров Совета Европы в 2006 году – предлагала принять аналогичную общеевропейскую конвенцию. Однако готовности взять на себя подобные юридические обязательства – со стороны наших европейских партнеров проявлено не было.

Между тем, вышеназванный евразийский опыт имеет универсальное значение и может быть использован в других регионах мира. Предлагаю в рамках нашего Форума обсудить эту тему, и выступить с инициативой разработки всемирной конвенции — определяющей современные стандарты демократических выборов и обеспечения избирательных прав граждан.

Как вы знаете, на территории Евразии активно идут процессы экономической интеграции, востребованные нашими народами и приносящие реальную пользу нашим гражданам. Важную роль в них играют и парламенты. На этом фоне выглядят странными попытки отдельных западных политиков искажать подлинный смысл евразийской интеграции. Тем более недопустимо открыто заявлять о вмешательстве и противодействии этим позитивным процессам. Такое беспардонное поведение напоминает неуклюжую походку хромой утки. Уверен, что определенный Россией, Белоруссией и Казахстаном курс на создание Евразийского экономического союза — будет успешно реализован. И в нем примут участие и другие заинтересованные страны СНГ.

В заключение хотел бы остановиться ещё на одной важной, на мой взгляд, проблеме.

Не секрет, что в связи с мировым финансовым кризисом, практически все современные общества столкнулись с проблемой частичной потери доверия населения к традиционным схемам функционирования демократических систем.

Им бросают вызов современные информационно-коммуникационные технологии. В частности, с помощью социальных сетей создаются протестные движения, объединяющие сторонников из разных стран. По сути, параллельно с традиционными демократическими институтами уже несколько лет функционирует «другой мир» — со своими инструментами влияния на общественное мнение, не ограниченными только национальными границами.

Но одновременно с этим — растет понимание, что стабильное государство невозможно без сильной демократии. И здесь современной представительной власти – тоже необходимо сказать свое слово, реформируя формы работы.

Что уже сделано в этом направлении Государственной Думой шестого созыва?

Во‑первых, мы начали серьезно заниматься внедрением т. н. «электронного парламента». Пытаемся сделать законодательную власть максимально открытой для всех граждан. И шаг за шагом — создаем возможности для более технологичной работы депутатов, для укрепления их связи с избирателями.

Во‑вторых, у нас активно работает целый ряд экспертных советов. Создан отдельный Совет по совершенствованию законодательства, в который вошли авторитетные представители юридической и экономической науки. Полезными для законотворчества стали и Совет по культуре, и Совет по инвестициям. Во всех этих структурах — кроме депутатов представлены широкие профессиональные круги.

В‑третьих, представители тех политических партий, которые не прошли в состав нынешнего парламента (или были созданы уже после проведения последних парламентских выборов) приглашены в Совет непарламентских партий, очередное заседание которого состоялось совсем недавно.

В‑четвертых, для более эффективного взаимодействия с региональными органами законодательной власти – образован единый Совет законодателей при парламенте России. Это тем более важно, поскольку региональные парламенты обладают правом вносить законопроекты в Государственную Думу.

В‑пятых, повышая качество законодательного процесса, ликвидируя «белые пятна» правовой системы в целом, российский парламент выполняет свою важную роль в развитии общества и государства, сужает возможности для коррупции. Этим целям служат и принятые недавно адресные антикоррупционные законы.

Уважаемые дамы и господа!

Наши избиратели хотят видеть современный парламент открытым, а главное — более эффективным. А это значит – он должен не только обсуждать и создавать законы, отвечающие потребностям современного общества, но и внимательно анализировать практику их применения. И, безусловно, должны совершенствоваться механизмы парламентского контроля. Над этим в Государственной Думе сейчас идет работа.

Завершая, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что в дискуссии о будущем демократии – именно парламенты должны стать самыми активными участниками, а тема развития парламентаризма должна стать самой актуальной и обсуждаемой. И я надеюсь, что в этих вопросах мы найдем с вами взаимопонимание.

Желаю всем нам интересной дискуссии.