Перевод творческих работников на конкурсную систему заключения трудовых договоров - с «круглого стола», организованного Комитетом по культуре

Комитет по культуре провел «круглый стол» на тему: «О совершенствовании регулирования труда творческих работников и гарантии их социальной защиты».

Депутаты, представители федеральных министерств и ведомств, представители общественных организаций, руководители российских театров обсудили подготовленный Министерством законопроект, предусматривающий процедуру конкурсного отбора творческих работников для заключения с ними трудовых договоров.

В соответствии с законопроектом, который пока не внесен в Госдуму, конкурсы будут проводиться раз в пять лет. Участие в них станет обязательным условием заключения трудового договора. Если работник не избран по конкурсу или отказался в нем участвовать, трудовой договор с ним прекращается.

Как пояснил заместитель министра культуры Григорий Ивлиев, под действие закона, если он будет принят, попадут как работающие по срочным договорам, так и те, с кем договор заключен на неопределенный срок. По его словам, предлагаемые изменения в действующее законодательство коснутся в большей степени работников театров, театральных и концертных организаций, цирков и «иных лиц, участвующих в создании, исполнении, экспонировании произведений». Законопроект призван повысить эффективность формирования и распределения фондов оплаты труда организаций культуры и оптимизировать численность творческого персонала. В 2011 году численность художественно-артистического персонала в государственных и муниципальных театрах составила 43,9 тысячи человек, в музыкальных коллективах — 25,1 тысячи человек.

«Заключение с творческими работниками трудовых договоров по результатам конкурсов будет способствовать периодическому обновлению труппы, кадровой мобильности, привлечению молодых талантов и стабильному творческому росту коллектива», — отметил Г.Ивлиев.

Первый заместитель председателя Комитета Елена Драпеко Драпеко Елена Григорьевна Драпеко
Елена Григорьевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 214 (Северо-Восточный – город Санкт-Петербург)
, сообщив, что законопроект разработан по просьбе руководителей театральных и концертных организаций, сказала: «Комитет по культуре понимает проблему. В учреждениях культуры действительно существует балласт, то есть работники, которые числятся, но не задействованы в творческом процессе. Актуальна проблема обновления творческих кадров».

В то же время она отметила, что творческие работники в России плохо защищены от социальных неурядиц и материального благополучия, а потому проблема мобильности кадров должна решаться одновременно с усилением социальной защиты.

«Мы неоднократно просили восстановить актерскую биржу труда. Говорили о том, что молодым артистам, приезжающим в театры из других регионов, негде жить, потому что общежитий нет, ведомственное жилье приватизировано, а театры не имеют возможности, ни арендовать помещения, ни обеспечить артистам зарплату, на которую они сами могли бы снимать жилье», — сказала Е.Драпеко.

Заместитель Председателя Союза театральных деятелей Геннадий Смирнов подчеркнул, что конкурсный отбор не имеет ничего общего с определением профпригодности работников. «Речь идет исключительно о востребованности конкретного творческого работника в конкретном театре или концертной организации, о том, чтобы дать театру инструмент для проведения мероприятий по сбалансированности театральной труппы», — сказал он. Поддержав законопроект, Г.Смирнов в то же время указал на отсутствие объективных критериев оценки творческих работников. «Все очень индивидуально и субъективно», — сказал он.

Председатель Российского профсоюза работников культуры Геннадий Парошин отметил, что введение конкурсов не будет нарушением трудовых прав. Такое решение — компромисс трех сторон: государства, работодателей и отраслевого профсоюза. «Первоначальный вариант закона был более радикальным — всех предлагалось перевести на срочные договоры», — сообщил он. Тем не менее, по словам Г.Парошина, правовое положение творческого работника в связи с введением конкурсов станет «более уязвимым», закон даст работодателю дополнительный рычаг для избавления от неугодных работников.

Генеральный директор Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Урин поддержал проект, отметив, что репертуарный театр становится все более мобильным. «Мы все больше существуем в рамках проектов. Так диктует жизнь», — констатировал он.

Депутат Дмитрий Новиков Новиков Дмитрий Георгиевич Новиков
Дмитрий Георгиевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
заявил, что законопроект нарушает ряд важных конституционных и законодательных принципов и ухудшит положение творческих работников. «Россия является социальным государством, у нас не должны приниматься законы, ухудшающие положение граждан и социальных групп, принимаемые законы обратной силы не имеют. Предложенный законопроект все эти принципы нарушает», — сказал он.

По итогам обсуждения Министерству культуры рекомендовано определить критерии оценки творческих работников при проведении конкурса, предусмотреть в законе пятилетний переходный период, необходимый для создания конкурсных комиссий и введения мер социальной защиты работников.

Федеральной службе по труду и занятости совместно с Министерством культуры рекомендовано восстановить всероссийский театральный центр занятости, а также совместно с Министерством труда и социальной защиты — разработать программу переподготовки высвобождающихся творческих работников.

Министерству культуры рекомендовано также предусмотреть специальные стипендии для выпускников творческих специальностей, направляющихся работать из городов федерального значения в регионы России.