22 ноября состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности

22 ноября под председательством председателя Комитета Сергея Гаврилова Гаврилов Сергей Анатольевич Гаврилов
Сергей Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.

Первым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели проект федерального закона № 104824–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об оценочной деятельности в РФ“ (в части уточнения правового положения субъектов оценочной деятельности).

Депутаты Комитета не поддержали концепцию законопроекта по следующим основаниям.

По мнению депутатов, оценщику как физическому лицу нет необходимости регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку оценочная деятельность является профессиональной деятельностью. Согласно решению Конституционного суда РФ, любая деятельность, затрагивающая интересы неограниченного круга лиц при осуществлении занимающимися ею лицами преимущественно публичных функций, не может считаться предпринимательской, в связи с чем оценочная деятельность является профессиональной деятельностью, регулирование которой аналогично регулированию деятельности адвоката или нотариуса. Именно указанный статус оценщика является правовой основой обеспечения его профессиональной независимости, а его материальная ответственность как члена СРО – позволяет заказчику оценочных услуг рассчитывать на объективность оценки.

Также не нашло поддержки предложение авторов законопроекта о придании юридическим лицам статуса полноправного субъекта оценочной деятельности, несущего гражданскую ответственность перед потребителями оценочных услуг.

Депутаты не согласились с предложением об исключении требования об объединении в составе Национального совета по оценочной деятельности более 50 процентов саморегулируемых организаций оценщиков, в состав которых входят не менее 50 процентов субъектов оценочной деятельности, поскольку законодательное закрепление такой нормы может привести к созданию нескольких альтернативных национальных советов по оценочной деятельности.

Депутаты – члены Комитета рекомендовали его авторам доработать законопроект с учётом высказанных замечаний и предложений депутатов ГД, а также позиции Правительства РФ, и внести новую редакцию законопроекта в Государственную Думу, в соответствии с подпунктом «а» пункта 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы.

Вторым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели проект федерального закона № 509349–5 «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона „О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ (в части передачи в залог права аренды земельного участка).

Комитет принял решение об отклонении законопроекта, которым предлагается предоставить таким предприятиям, являющимся арендатором находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, возможность отдавать в залог право их аренды с согласия собственника земельного участка.

По мнению депутатов, для передачи в залог права аренды земельного участка недостаточно получить согласие только его собственника, а необходимо также согласие собственника имущества такого предприятия, поскольку право аренды земельного участка является одним из наиболее значимых активов государственного или муниципального предприятия, а в ряде случаев, наиболее ценным его имуществом. В противном случае это приведет к снижению контроля со стороны публичного собственника за распоряжением принадлежащим ему имуществом государственного или муниципального предприятия, не будет способствовать повышению прозрачности соответствующих сделок и может привести к росту числа злоупотреблений при распоряжении государственным или муниципальным имуществом.

Третьим вопросом был рассмотрен законопроект № 492529–5 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона „О приватизации государственного и муниципального имущества“ (в части снятия ограничений на покупку государственного и муниципального имущества).

Указанный законопроект, внесенный депутатом Государственной Думы Владиславом Резником Резник Владислав Матусович Резник
Владислав Матусович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 1 (Адыгейский – Республика Адыгея (Адыгея))
, был принят в первом чтении Государственной Думой пятого созыва 25 февраля 2011 года.

В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», покупателями государственного и муниципального имущества не могут быть юридические лица, в уставном капитале которых доля государственной либо муниципальной собственности превышает 25%.

Согласно законопроекту, предлагается не распространять это ограничение на кредитные организации, в уставном капитале которых участвует Российская Федерация, при приобретении ими недвижимого имущества для осуществления основной деятельности.

В ходе обсуждения законопроекта депутаты – члены Комитета отметили, что принятие законопроекта повлечет за собой предоставление необоснованных преференций на участие в приватизации отдельным кредитным организациям с госучастием по отношению к другим организациям. В частности, вне сферы действия законопроекта оказываются организации, оказывающие социально-значимые услуги, например, «Почта России», либо имеющие стратегическое значение для безопасности государства – вертикально интегрированные структуры в оборонно-промышленном комплексе, организации магистрального трубопроводного транспорта и т. д. Такой подход нарушает один из основных принципов приватизации государственного и муниципального имущества — равенство покупателей государственного и муниципального имущества.

Таким образом, законопроект не носит комплексного характера и не решает проблему изменения в определенной степени устаревшего ограничительного условия на участие в приватизации.

В связи с тем, что гражданское законодательство Российской Федерации не содержит определение понятия «основная деятельность кредитной организации», то принятие законопроекта может привести к приобретению банком непрофильных активов, в частности, земельных участков не с целью строительства филиалов, а для коммерческого строительства или дальнейшей перепродажи земли.

Депутаты Комитета по вопросам собственности приняли решение о невозможности доработки законопроекта ко второму чтению и рекомендовали Государственной Думе его отклонить.