Фракция «Единая Россия», Комитет по труду и социальной политике совместно с Комитетом по бюджету и налогам и Комитетом по кредитным организациям и финансовым рынкам провели парламентские слушания на тему: «О реализации Послания Президента Российской Федерации в части стимулирования добровольных пенсионных накоплений граждан».
В дискуссии приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, Счетной палаты, представители федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, делового сообщества, саморегулируемых организаций на финансовом рынке, научных организаций.
Первый заместитель Председателя Госдумы Олег Морозов
Морозов
Олег Викторович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 28 (Нижнекамский – Республика Татарстан (Татарстан))
, открывая слушания, сказал: «Нет более актуальной темы и более острой проблемы, чем пенсионное обеспечение». Он отметил, что успех и эффективность системы добровольных пенсионных накоплений зависит от баланса между личным участием гражданина в обеспечении собственной старости и участием в этом процессе государства. «Чем понятнее будет схема соучастия государства в обеспечении пенсионных прав граждан, тем более благоприятный климат будет создаваться в обществе», — подчеркнул О.Морозов.
Председатель Комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев
Исаев
Андрей Константинович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 33 (Удмуртский – Удмуртская Республика)
отметил, что Россия, как и большинство цивилизованных стран, сталкивается с проблемой резкого изменения демографической ситуации, характеризующейся ростом числа пенсионеров по отношению к числу работающих. «Если мы не дадим возможность будущим пенсионерам самим о себе позаботиться, создать капитал на старость, то при ограниченных возможностях государства по налогообложению фонда оплаты труда пенсии, которые государство будет им выплачивать, скорее всего будут невысоки», — сказал он.
А.Исаев напомнил, что более 95% граждан, имеющих право на накопительную часть пенсии, по умолчанию оставляют ее государству. Юридические и технические возможности размещения таких пенсий крайне ограничены, и доходность бумаг, в которых они размещены, ниже уровня инфляции. В результате — накопительная часть пенсии превращается в убывающую. «Мы отвлекли эти средства из текущих выплат нынешним пенсионерам, но не решаем главной задачи, ради чего мы это сделали — не создаем существенного капитала, который бы обеспечил пенсионеров в будущем», — резюмировал А.Исаев.
Предложение Президента о стимулировании добровольных пенсионных накоплений, по словам А.Исаева, своевременно. «Президент поставил важную, интересную, значимую, но крайне сложную задачу, — сказал он. — Теперь предложение Президента необходимо детально обсудить для того, чтобы оно не повисло в воздухе, а было реализовано.
А.Исаев отметил, что накапливать пенсионный капитал при отсутствии доверия к государству и частным компаниям невозможно. Между тем, граждане «очень настороженно относятся к любой игре со своими деньгами»: не забыт крайне негативный опыт «МММ» и обесценивание вкладов в Сбербанке. В связи с этим возникает целый ряд вопросов. В частности, какие категории граждан будут допущены в систему добровольных пенсионных накоплений: пойдет ли речь о людях до 1967 года рождения или о всех трудоспособных гражданах. А.Исаев предположил, что те, кому до пенсии осталось 10–15 лет, активнее задумываются о своем будущем и более заинтересованы в такой системе.
Необходимо определиться с инфраструктурой, то есть решить, займутся ли пенсионными накоплениями частные компании или будет использована в качестве «диспетчерской службы» существующая пенсионная система. По мнению А.Исаева, без использования системы ныне действующего Пенсионного фонда «выстроить столь сложную схему не удастся». Не менее важно понять степень участия работодателя в системе пенсионных накоплений. А.Исаев считает, что к тысяче рублей, которую даст государство, «вполне может добавиться и тысяча со стороны работодателя». Но для этого «работодателя нужно стимулировать к тому, чтобы он принял участие в подобного рода добровольных накоплениях своих работников». Решающая роль в привлечении работодателя к софинансированию добровольных пенсионных накоплений, по мысли А.Исаева, должна принадлежать профсоюзам.
Необходимо также определиться и с пределом государственного софинансирования. «Возможности вложения государства в подобного рода систему не безграничны, — констатировал А.Исаев. — Сначала, когда в добровольных накоплениях будет участвовать не так много людей, это не выглядит какой‑то угрозой. Но если завтра работники устремятся в накопительную систему, надо понимать, каков запас прочности».
Заместитель начальника Экспертного управления Президента Станислав Воскресенский заметил, что пенсионный вопрос актуален не только для России. Ведущие мировые инвестиционные банки идентифицируют стабильность пенсионной системы в мире как одну из пяти глобальных проблем, с которыми придется столкнуться развитым странам в ближайшие 10–15 лет. «В России, сказал он, — появились финансовые возможности для решения многих проблем. Но деньги должны быть не растрачены, а вложены в развитие страны. Главное — дать возможность гражданину самому принять решение, хочет он участвовать в данной акции или нет».
Директор департамента стратегии социально-экономических реформ Министерства экономического развития и торговли Саид Баткибеков предположил, что закон о добровольных пенсионных накоплениях может быть принят «на определенный срок» по аналогии с законом о материнском капитале. Сумму государственного софинансирования также следует ограничить. «Многотысячные и даже миллионные платежи не должны софинансироваться исходя из принципа равенства», — пояснил он. При подготовке законопроекта необходимо ответить на вопрос, как производить отчисления: в процентах от заработка или в фиксированной сумме. Фиксированная сумма, по словам С.Баткибекова, проще, но процент выгоднее гражданину, так как, если его доходы растут, растут и отчисления. «Достаточно сберегать на протяжении трудовой деятельности 10–12 процентов от оплаты труда, чтобы получить пенсию, равную половине заработка», — сообщил С.Баткибеков.
В законе следует определить ответственность работодателя, осуществляющего отчисления, по отношению к работнику, решившему участвовать в системе добровольных пенсионных накоплений. Гражданин, по мнению С.Баткибекова, должен иметь право отказаться от участия в системе. Что касается схемы осуществления принципа добровольности, то «добровольный выход» предпочтительнее, уверен представитель МЭРТ. «При абсолютно добровольном характере участия, — пояснил он, — существует серьезная опасность, что механизм софинансирования будет стимулировать людей, которые и так достаточно активны и могут уже при ныне действующей системе сформировать свои пенсионные накопления. С.Баткибеков сообщил также, что принцип „молчаливого согласия“ действует в США, Италии, Новой Зеландии, Великобритании.
По расчетам президента Центра стратегических разработок Михаила Дмитриева, пенсии будущих поколений пенсионеров второй четверти XXI века при нынешней системе к 2025 году упадут до 18% от средней заработной платы и останутся на этом уровне до 2050 года. Система добровольного участия, когда работник платит 3% от зарплаты в накопительную систему, а государство добавляет еще 3%, по словам М.Дмитриева, позволит удвоить пенсию индивидуально для каждого работника. «В целом пенсия всех работников этого поколения удвоится только при условии, что в системе добровольных пенсионных накоплений будет участвовать подавляющее большинство», — пояснил он. — Если предположить, что в систему войдут только те, кто и теперь готов проявить инициативу (пока не более 10 процентов застрахованных), то получим вместо удвоения средней пенсии ее увеличение примерно на 5–7 процентов, но не более. Это значит, что реальная пенсия в 2040 году вряд ли превысит 20 процентов от средней заработной платы».
По словам М.Дмитриева, непопулярное предложение о добровольном выходе из системы, скорее всего, позволит вовлечь в систему большое количество застрахованных, но если из‑за огромного дефицита доверия к пенсионной системе такое решение оказывается неприемлемо, то неприемлемо и симметричное ему предложение, когда все отдается на инициативу граждан. В качестве альтернативы М.Дмитриев предложил выстроить систему, при которой работодатель будет доплачивать за гражданина три процента, а государство — доплачивать еще три процента на средства работодателя. Применительно к бюджетникам само государство будет вводить им трехпроцентную надбавку к заработной плате и еще сверх этой трехпроцентной надбавки доплачивать в накопительную систему.
М.Дмитриев сообщил, что центр готов представить детально проработанные предложения в сентябре текущего года.
Заместитель директора департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства здравоохранения и социального развития Сергей Афанасьев констатировал, что срок действия программы добровольных пенсионных накоплений будет зависеть от количества граждан-участников и доходов, полученных от размещения средств фонда национального благосостояния, который будет образован к 1 января 2008 года в размере 450 млрд. рублей. «Вариант, по которому гражданин начнет получать пенсионный капитал уже после выхода на пенсию, заранее оценен как неоптимальный и не создающий должных стимулов для участия, — отметил С.Афанасьев.- Но если мы за два года израсходуем весь фонд и распылим его по множеству счетов граждан, наверное, мы не достигнем должного результата».
По словам члена Комитета по бюджету и налогам Ильдара Габдрахманова
Габдрахманов
Ильдар Нуруллович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, «если государство решит софинансировать накопления два-три года, встает вопрос, зачем все это нужно». Накопить за это время существенную прибавку к пенсии просто невозможно. Депутат предложил альтернативный вариант, в соответствии с которым, государство будет софинансировать накопления в соотношении 1:1, но при этом с самого начала заявит, что государственное софинансирвоание будет постепенно уменьшаться, «чтобы люди пронимали: чем быстрее они войдут в систему, тем больше средств от государства получат». Важно, «чтобы стимул действовал как можно дольше», но «бюджетные средства любого государства небезграничны». Следовательно «без участия работодателя не обойтись». По мнению И.Гильмутдинова, именно работодатель при наличии определенных стимулов может впоследствии перехватить государственную инициативу.
Отметив, что успех системы пенсионных накоплений в немалой степени зависит от гарантий сохранности средств, И.Габдрахманов предложил ввести государственную систему страхования пенсионных накоплений (по аналогии с банковской).
Аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов призвал наряду с разработкой системы добровольных пенсионных накоплений не упускать из вида вопросы о судьбе ЕСН, двойственности администрирования, отсутствии реальных инструментов взимания задолженности, «объем которой уже сопоставим с месячным объемом выплат».
Депутат Госдумы Валентина Савостьянова заметила: «Государство не расплатилось с прежними долгами перед населением и собирается сделать новый долг». Депутат напомнила, что из 60 млн. застрахованных 20 млн. человек — бюджетники, средняя зарплата которых к 2010 году она составит чуть более 8 тысяч рублей.
Заместитель Председателя Федерации независимых профсоюзов Давид Кришталь, поддержав идею вовлечения в процесс добровольных пенсионных накоплений работодателей, предложил упразднить налогооблажение страховых пенсионных взносов для всех категорий страхователей и застрахованных, отменить подоходный налог с негосударственных пенсий. По его мнению, целесообразно разрешить менять условия договора добровольного пенсионного страхования и распространить льготы по налогу на прибыль на все пенсионные схемы. Необходимо также внести в Трудовой кодекс условия, по которым работник получит возможность переводить пенсионные накопления из одного пенсионного фонда в другой.
Председатель Совета Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов заявил, что «негосударственные пенсионные фонды готовы вместе с государством участвовать в реализации механизмов стимулирования граждан к добровольным пенсионным накоплениям». Он рассказал, что российский рынок негосударственного пенсионного обеспечения насчитывает более 150 активно действующих негосударственных пенсионных фондов, которые имеют свои филиалы и представительства почти во всех субъектах Федерации. В системе негосударственных пенсионных фондов находятся более 6 млн. человек. За 10 лет объем средств, которые люди принесли в негосударственные фонды, увеличился с 4 млрд. рублей до 411 млрд. рублей.
Депутат Сергей Широков, отметив, что накопительная система подразумевает эффективное инвестирование средств, высказался за создание более перспективной программы развития финансового рынка.
Участники парламентских слушаний рекомендовали Правительству «в кратчайшие сроки» внести в Госдуму законопроекты, определяющие порядок и условия реализации Послания Президента Федеральному Собранию в части стимулирования добровольных пенсионных накоплений.
Управление по связям с общественностью и взаимодействию о СМИ