1 ноября Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин выступил на Национальном форуме «Государственная служба России: развитие и управление человеческим капиталом»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Рад видеть в этой аудитории известных экспертов и представителей органов госвласти и учебных заведений. Вашу идею провести общенациональный форум по вопросам госслужбы считаю очень своевременной. И надеюсь, что успешной будет не только двухдневная программа Форума, но и вся наша последующая работа.

Профессиональный разговор об институте государственной службы назрел давно. И думаю, что Академия народного хозяйства и госслужбы могла бы стать здесь постоянно действующей дискуссионной площадкой.

Да, в современном госаппарате немало проблем, включая организационно-финансовые, кадровые и даже криминогенного характера. Часть из них, безусловно, связана с необходимостью совершенствования законодательства. А нерешённость этих проблем чревата немалыми рисками, как для развития государства, так и всего общества.

Все эти факторы надо глубоко исследовать и искоренять причины. Не идти на поводу у популистских решений, видимая «простота» которых ведёт лишь к новым проблемам и сложностям.

При этом необходимо строже подходить к подбору кадров и избавляться от тех, кто нарушает стандарты поведения на службе государству. Но это не значит, что допустимы предвзятость и огульные обвинения в адрес всех госслужащих. Я говорю об этом не в первый раз, поскольку такое порой ещё происходит. И, к сожалению, это сильно роняет престиж всей системы государственной службы – основного института правого государства.

Подчеркну, сегодня нужен именно глубокий и компетентный диалог с участием учёных, экспертов и институтов гражданского общества. Причём по всему спектру таких проблем, включая вопросы национальной кадровой политики. А здесь на первый план вновь выходит тема «человеческого капитала» и значимости интеллектуального ресурса, столь необходимого для успешной модернизации нашей страны.

Вы знаете, в последние годы были приняты многие знаковые решения, которые определили современные контуры госслужбы России. Они касаются как путей формирования кадровых резервов, так и способов разрешения конфликта интересов, повышения эффективности в борьбе с коррупцией, многих других вопросов.

Большинство из них нашли своё отражение в законодательстве. Однако жизнь не стоит на месте, и совершенствование нормативной базы, ликвидация остающихся правовых пробелов и противоречий по‑прежнему на повестке дня.

На рассмотрении Госдумы сегодня находится немало инициатив, так или иначе связанных с прохождением госслужбы. Так, уже вводится контроль за соответствием расходов и доходов чиновников, законопроект внесён Президентом, принят во 2 чтении. Готов повторить, что считаю названные меры «универсальным ключом» к решению многих задач, связанных именно с прозрачностью власти как основы борьбы с коррупцией.

Ещё один законопроект, принятый недавно в первом чтении, даёт возможность изменять срок пребывания на гражданской службе.

Вместе с тем, полагаю, что нужны не только точечные решения, но в ряде случаев и новые акты. А их разработка и принятие требуют как глубокой экспертной проработки, так и общественной дискуссии. Наша конечная цель – добиться, чтобы законодательство о всех видах госслужбы было цельным, взаимосопряжённым и стройным.

Так, если законодательство о государственной гражданской службе, а также о муниципальной, в целом достаточно современное, то с правовым регулированием военной службы дело обстоит сложнее. Ведь Закону о воинской обязанности и военной службе почти полтора десятка лет. Что же касается правоохранительной службы, то отдельного закона у нас нет до сих пор. Такие серьёзные «прорехи» необходимо устранять.

Далее. Важнейшая задача – это внедрение в систему госслужбы современных, основанных на мировой и отечественной практике, управленческих технологий. И такой приоритет – совершенствование госуправления – был поставлен в одном из основополагающих майских Указов Президента России.

В нём обозначены чёткие целевые показатели, каждый из которых напрямую связан с общественной оценкой качества управления. Наверное, здесь, в Академии госслужбы, об этом напоминать излишне. Однако в кадровой политике мелочей не бывает. Здесь важно всё: и адекватность требований при поступлении людей на госслужбу, и объективность оценки их результатов труда, и многое другое.

Добавлю, что и рассматриваемый сейчас новый федеральный закон «Об образовании» поможет упорядочить процесс переподготовки и повышения квалификации госслужащих. Позволит сформировать единую модель непрерывного развития их компетенций.

Особо остановлюсь на таком вопросе, как мотивация госслужащих к высокому качеству работы. Ведь те, кто ежедневно занимается проблемами людей, должны быть глубоко мотивированы на решение именно их, а не собственных личных проблем.

Но очевидно, что одними контрольными мерами успеха не достичь. Здесь важны не столько запреты, сколько перспективы. Сам «набор» долгосрочных и разноплановых преимуществ госслужащих должен стать таким, чтобы риск их утраты также останавливал чиновников от совершения коррупционных действий.

Имею в виду не только зарплату, но и перспективу карьерного роста при наличии у госслужащих соответствующих способностей и заслуг. У них должно быть осознание важности и высокого престижа такой работы, а не только страх её потерять и быть наказанным.

Завершая, подчеркну: хотя чиновничество ещё часто считается «кастой», которая сопротивляется всему передовому и новому, это далеко не так.

Подлинное служение государству требует не только квалификации и высокого уровня образования, но и огромного труда. Многие из работающих сегодня в органах власти могли бы составить достойную конкуренцию тем, кто добился успеха на производстве, в предпринимательстве или творческих профессиях.

Между тем, они искренне видят своё призвание в том, чтобы отдавать свои силы укреплению государства, повышению его эффективности и международного авторитета. Причём, на смену им будут приходить те, кто вырос и состоялся как личность уже в условиях новой рыночной экономики, кто способен помочь росту современной конкурентоспособности России. И мы должны быть заинтересованы в том, чтобы эти люди – люди с новыми умениями и компетенциями – также пополняли ряды госслужащих.

Уверен, что эти вопросы, как и другие, на которых я сегодня остановился, будут обсуждаться в рамках вашего первого Национального форума. И ещё раз подчеркну, что результаты ваших дискуссий будут востребованы и полезны в первую очередь для депутатов Госдумы

Желаю всем вам успеха.