25 октября состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности

25 октября под председательством первого заместителя председателя Комитета Ю.А.Петрова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.

Первым вопросом повестки дня депутаты Комитета рассмотрели подготовленный к первому чтению проект федерального закона № 136871–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций».

Депутаты поддержали позицию Правительства РФ о необходимости повышения информационной открытости и прозрачности деятельности саморегулируемых организаций в различных отраслях профессиональной и предпринимательской деятельности, которые, несмотря на все проблемы их становления, рассматриваются как институты негосударственного публичного регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности и контроля. Таким образом, это — сорегуляторы деятельности в определенных отраслях экономики от имени государства, которые в силу возлагаемых на них обязанностей по определению должны обладать огромным массивом информации о рынке и о своих членах.

Депутатами отмечалась важность правильного определения правовых основ (требований) к перечню (составу) информации и документов, которые каждая саморегулируемая организация обязана аккумулировать на постоянной основе и которую по определенным критериям должна будет размещать на своих официальных сайтах в сети Интернет.

Не менее значимой в этой связи является и задача формирования реестра членов саморегулируемой организации. Ведь это основной инструмент информирования их потенциальных контрагентов:

— об основных идентификационных и квалифицирующих признаках любого члена саморегулируемой организации;

— о его соответствии установленным требованиям;

— об иных сведениях, представляющих интерес для лица, осуществляющего взаимодействие с конкретным членом саморегулируемой организации или только планирующим такое взаимодействие.

Пока эти вопросы недостаточно урегулированы действующим законодательством.

В соответствии с федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» определен лишь самый общий перечень состава документов и информации, к которой любая СРО обязана по своему усмотрению обеспечить доступ посредством опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях.

В тоже время под видом учета отраслевой специфики наблюдается широкий разброс требований к раскрытию СРО информации установленных иными федеральными законами.

В действующем законодательстве в области саморегулирования отсутствуют ответственность и санкции за нарушения, которые допускают СРО и их должностные лица, в том числе и за несоблюдение норм по информационной открытости.

В определенной мере данная ситуация обуславливается тем, что саморегулирование как явление является достаточно новым для российской экономики с небольшим сроком функционирования, а правовая база находится в стадии формирования.

Поэтому законопроектом обоснованно предлагается:

— установить единые требования к содержанию реестра членов саморегулируемых организаций независимо от сферы их деятельности;

— расширить перечень сведений, которые подлежат обязательному размещению саморегулируемыми организациями на их сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

— предусмотреть административную ответственность за нарушение саморегулируемыми организациями обязанностей по раскрытию информации.

При этом было предложено всю информацию СРО подразделять по крайней мере на 3 части:

— доступную всем, т. е. которая открывается в режиме онлайн в интернетсети по мере обновления и поступления новой (публичная информация);

 — доступную государственным надзорным органам, т. е. предоставляется уполномоченным лицам административных и правоохранительных органов в пределах их компетенции;

 — предоставляемую по запросам прокуратуры и судебных органов, т. е. предоставляется по решению суда или прокуратуры (информация, имеющая в своем составе тайну охраняемую законом).

Депутатами Комитета по вопросам собственности принято решение рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении с учетом необходимости его доработки в процессе подготовки ко второму чтению.

По второму вопросу повестки дня депутаты Комитета рассмотрели заключение Комитета по проекту федерального закона № 79657–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты РФ», которым предлагается законодательно определить нормы, устанавливающие критерии порядка передачи объектов тепло-, энерго- водоснабжения и очистки сточных вод в концессию или в аренду.

В качестве основных недостатков законопроекта следует отметить смешение в нём положений законодательства о концессионных соглашениях, законодательства об инвестиционной деятельности и отраслевого законодательства, использование большого количества общих и законодательно неопределённых терминов и понятий, отсутствие в проекте дееспособных правовых механизмов реализации проектируемых норм, а также экономического обоснования большинства предлагаемых ограничений и показателей.

Анализ законопроекта показал, что большая часть проектируемых изменений федерального законодательства имеет существенные недостатки правового характера. Многие вопросы, которые авторы пытаются решить в Федеральном законе «О концессионных соглашениях», подлежат урегулированию в отраслевых законодательных актах и не относятся к предмету регулирования указанного закона. Вместе с тем ряд изменений, предлагаемых в Федеральных законах «О теплоснабжении» и «О водоснабжении и водоотведении», подлежат урегулированию в Федеральном законе «О концессионных соглашениях», поскольку касаются порядка и условий заключения концессионных соглашений.

Депутаты Комитета по вопросам собственности считают, что принятие законопроекта в представленной редакции приведёт к чрезмерной зарегулированности процедуры передачи упомянутых инфраструктурных объектов в аренду или в концессию, а также повысит степень вмешательства органов публично-правовых образований в деятельность частного бизнеса, в связи с чем не будет достигнута главная цель законопроекта – содействие привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство и оказание положительного влияния на качество предоставляемых конечному потребителю соответствующих услуг.

Депутаты – члены Комитета приняли решение рекомендовать Государственной Думе отклонить законопроект при его рассмотрении в первом чтении.