18 октября Комитет по земельным отношениям и строительству провел «круглый стол» на тему: «Результаты проверки Генеральной прокуратурой состояния региональных дорог и меры по приведению региональных дорог в нормативное состояние».
В заседании «круглого стола» приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства, Государственной компании «Российские автомобильные дороги», эксперты и представители научных организаций.
Открыл и вел заседание председатель Комитета Алексей Русских
Русских
Алексей Юрьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
.
О результатах проверки Генеральной прокуратурой состояния региональных дорог доложил заместитель начальника управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства – начальник отдела по надзору за исполнением законов о промышленной и дорожной безопасности Генеральной прокуратуры РФ Александр Русецкий.
С докладом об основных проблемах развития региональных автомобильных дорог в РФ выступил первый заместитель председателя Комитета Мартин Шаккум
Шаккум
Мартин Люцианович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0120 (Красногорский – Московская область)
.
В ходе обсуждения результатов проверки участники «круглого стола» отметили, что законодательное обеспечение дорожной деятельности в целом решает основные проблемы отрасли. В этом году должна быть сформирована законодательная база для осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд – федеральная контрактная система, которая создаст возможности для эффективного использования бюджетных средств при размещении заказов на содержание, ремонт, капитальный ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Фактическое состояние дорожной сети до сих пор не соответствует нормативным требованиям, в том числе с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, что особенно актуально для автомобильных дорог регионального и местного значения.
В распространенной среди участников «круглого стола» справке о дорогах по состоянию на 1 января 2012 года, указано, что из 451950 км автомобильных дорог регионального значения с твердым покрытием 286254 км дорог (около 63%) не отвечают нормативным требованиям. Отмечалось, что из‑за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10% населения в весенний и осенний период остаются отрезанными от транспортных коммуникаций.
Плохое качество дорожной сети в субъектах РФ и муниципалитетах обусловлено многолетним недофинансированием расходов по ремонту и содержанию автомобильных дорог и по благоустройству дорожных объектов. Это приводит к целому ряду негативных последствий, включая низкие маршрутные скорости и крайне некомфортные условия перевозки пассажиров и грузов, к снижению реальной скорости товародвижения, росту транспортных издержек, а главное – к дорожно-транспортным происшествиям, в том числе и с трагическим исходом.
В соответствии с официальными данными Росстата ситуация с количеством погибших и раненных на автомобильных дорогах и улицах остается угрожающей.
С января по август 2012 года на автомобильных дорогах и улицах произошло 129100 происшествий, в которых погибли 17100 человек и были ранены 166000 человек, что выше показателей прошлого года. То есть, налицо ухудшение ситуации, что, безусловно, повышает актуальность минимизации таких факторов (причин) возникновения дорожно-транспортных происшествий, как неудовлетворительное состояние дорожной сети, отсутствие освещения проезжей части в населенных пунктах, недостаточное количество и качество пешеходных переходов и т. д.
По данным Министерства внутренних дел РФ, каждое пятое ДТП происходит по причине неудовлетворительного состояния дорожного покрытия.
Генеральной прокуратурой РФ отмечено отсутствие утвержденных органами государственной власти отдельных субъектов РФ и органов местного самоуправления нормативных правовых актов, регулирующих проведение государственного надзора и муниципального контроля за обеспечением сохранности дорог.
Важным нарушением было признано несовершенство учетной политики в отношении объектов дорожного хозяйства. В частности, разница между данными Федерального дорожного агентства и Росимущества составила 361 тыс. километров.
Несмотря на требования Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и создание Федерального дорожного фонда, в текущем году и плановом периоде не обеспечивается достаточный уровень расходов на ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения в соответствии с нормативной потребностью.
Таким образов, создается коллизия между безусловными обязательствами государства в отношении уровня безопасности дорожного движения и транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог и фактическим финансовым обеспечением этих обязательств.
Существенным препятствием для приведения региональной и местной дорожной сети в нормативное состояние является кардинальное сокращение уровня финансовой поддержки дорожных работ за счет субсидий и иных форм поддержки и федерального бюджета.
Важнейшую роль в приведении сети региональных и федеральных автомобильных дорог в нормативное состояние играет кадровое обеспечение отрасли: наличие у специалистов, работающих в этой сфере, соответствующего высшего образования, специальных знаний, получаемых в рамках серьезной профессиональной подготовки.
Вместе с тем в настоящее время из перечня подготовки специалистов, получающих высшее образование в специализированных вузах, была исключена специальность «мосты и транспортные тоннели».
Участники «круглого стола» рекомендовали Государственной Думе при рассмотрении федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотреть расходы на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального значения, необходимых для реализации федеральных проектов развития инфраструктуры.
Правительству РФ рекомендовано обеспечить принятие мер по совершенствованию учета и учетной политики в отношении автомобильных дорог и земельных участков, занимаемых автомобильными дорогами.