Выступление Председателя Государственной Думы С.Е.Нарышкина на пленарном заседании Государственной Думы 24 октября 2012 года

Уважаемые коллеги!

Совсем скоро на одном из наших заседаний мы будем обсуждать во втором чтении проект закона о контроле за соответствием расходов государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности, их доходам. На мой взгляд, этот акт может дать нам недостающий универсальный «ключ» к решению многих, пока ещё не решённых, проблем в сфере профилактики и пресечения правонарушений и преступлений в сфере коррупции.

Ведь те, кому не надо укрывать свои доходы – смогут открыто заявить о своих расходах и без труда доказать их соответствие первым. Но те, кто живёт не по средствам, будут их скрывать – рискуя не только быть уволенными со службы, но и столкнуться с более серьёзными последствиями.

Об этом мы, конечно, будем говорить на одном из следующих наших заседаний. А сегодня я хотел бы остановиться на теме, которая непосредственным образом связана с темой противодействия коррупции. Я имею в виду вопросы укрепления и развития системы государственной службы.

Думаю, все понимают, что антикоррупционная политика нам не только нужна сама по себе, но и для того, чтобы служение государству стало у нас по‑настоящему достойным делом только достойных граждан.

Скажу откровенно, я давно хотел начать разговор на эту важную и близкую мне тему. За десятилетия государственной службы я не раз занимался этими вопросами. Участвовал в процедуре и в процессах изменения законодательства, наблюдал за эволюцией взглядов и мнений по этому вопросу.

В демократической России институт государственной службы сравнительно молод. Именно поэтому не хватает ещё и современной культуры работы, и законодательство требует своего совершенствования и развития.

Сегодня на службу государству могут поступить люди с самым разным базовым образованием и самым разным опытом предыдущей работы. Однако хорошо подготовленными госслужащими люди становятся через годы. Такова специфика этой, если угодно, профессии.

В этой связи, первая из насущных задач – это целенаправленное развитие системы специализированных высших учебных заведений, кафедр и факультетов. И разумеется – повышение качества работы курсов переподготовки и повышения квалификации госслужащих.

Второе. Необходимо поднять престиж самой государственной службы. Крайне важно здесь отношение нашего общества к этому виду деятельности. А оно не в последнюю очередь складывается из мнения политических партий, средств массовой информации и общественных организаций. В том числе, определяется нашей с вами публичной риторикой – как при обсуждении различных законопроектов, так и за пределами парламента.

Да, эта тема – более чем злободневная. Однако нельзя только ругать и постоянно подозревать чиновников в будущих злоупотреблениях. Этим мы лишь отталкиваем и выталкиваем со службы порядочных и подготовленных специалистов. Гораздо важнее знать, откуда растут корни таких проблем. Без такого анализа и без укрепления системы государственной службы всё остальное будет очередным «сизифовым трудом».

Крайне важно, как минимум не реже, чем о коррупции, думать и говорить о создании системы долгосрочной мотивации для тех профессионалов, кто готов пойти на государственную службу. Поведением госслужащего должны управлять желание работать долго и результативно и осознание высокой репутации этой профессии. И это должно превышать любые сиюминутные выгоды, которые можно получить, отойдя от этических норм и стандартов государственной службы.

Проблема коррупции очевидна для всех. Коррупция гибка и многолика и имеет место не только в системе государственной и муниципальной службы, но и в предпринимательском секторе и в других сферах. Да и о самом мздоимстве человечеству известно не десятилетия и даже не века, а тысячелетия. Поэтому наивно думать, что мы сможем победить это зло одним лишь ужесточением законов. Необходимы всеобщее преодоление правового нигилизма, системная, последовательная и длительная работа, что называется, «всем миром».

В этой связи главным делом законодателей должно быть не дальнейшее уничижение госслужащих, а создание такого правового климата, который не будет вынуждать предпринимателей и других граждан делать выбор в пользу взятки.

Остановлюсь ещё на одном, на мой взгляд, принципиальном моменте. Внося с благой целью антикоррупционные инициативы, порой, как выяснилось, можно получить ровно противоположный эффект. К примеру, в ходе сентябрьской дискуссии на площадке «Открытая трибуна» целый ряд участников отмечали, что введение запрета для государственных служащих иметь банковские счета и недвижимость за границей к борьбе с коррупцией не имеет никакого отношения.

Как утверждали в ходе обсуждения практикующие юристы – те, кто всегда прятал, будут прятать ещё дальше. Таким образом, предлагаемые меры могут принести дополнительную коррупционную составляющую и вынудят искать «теневые» пути даже некоторых из тех, кто до сих пор открыто декларировал свою собственность.

Угрожая новым «оттоком» кадров с госслужбы, подобные меры сделают невозможным и приход на неё тех, кто мог бы отдать свои знания и опыт предыдущей предпринимательской, экспертной и другой работы делу развития нашей страны и современной экономики.

Патриотизма чиновникам это тоже не прибавит. Ведь патриотизм – это категория нравственная. Привить любовь к Родине угрозой уголовного наказания невозможно. В нашей прошлой истории такое уже пробовали. И мы все хорошо знаем, чем это заканчивалось.

Уважаемые коллеги! Подозрение, а тем более обвинение в коррупции – слишком серьёзно, чтобы быть небрежным. Огульные же заявления на этот счёт лишь препятствуют развитию нашей системы государственной и муниципальной службы, унижают человеческое достоинство честных людей. Больше того, и я уже об этом говорил, такие заявления сеют социальную рознь.

Вот почему прошу вас скрупулезно и ответственно готовить антикоррупционные инициативы, чётко видеть цель и предмет регулирования будущих законов и избавлять их от декларативности.

Считаю, что главными гарантом успеха здесь остаются само демократическое государство и такие его институты, как независимый суд, свободная пресса и парламент, который не только создаёт законы, но и анализирует практику их исполнения.

Наконец, мы просто обязаны укрепить институт государственной службы – как один из важнейших институтов правового государства – и сделать всё для того, чтобы быть государственным служащим в современной России, служить Отечеству было бы делом почетным, а не постыдным.

Я всех вас прошу подумать над конкретными предложениями на этот счёт.