Проект бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов принят в первом чтении
На пленарном заседании 19 октября Госдума приняла в первом чтении законопроект № 143344–6 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
В соответствии с проектом в 2013 году ВВП составит 66,5 трлн. рублей, что на 8,6% выше 2012 года. Инфляция запланирована на уровне 5,5%. Доходы бюджета в 2013 году составят 12 трлн. 866 млрд. рублей, расходы — 13 трлн. 387 млрд. рублей, дефицит — 521 млрд. рублей.
Министр финансов Антон Силуанов, представляя документ, сообщил что он предусматривает снижение зависимости от нефтегазовых доходов и рассчитан исходя из базовой цены на нефть 91 доллар за баррель при макроэкономическом прогнозе 97 долларов за баррель. Продолжится формирование «подушки безопасности». Приоритетами финансирования в предстоящий период будут социальная сфера, национальная безопасность и развитие инфраструктуры.
По словам А.Силуанова, зарплата в здравоохранении в 2013 году увеличится на 25%, в 2014 году — на 13%, в 2015 году — на 17%. Зарплата в сфере образования в предстоящие три года вырастет соответственно на 35%, 14% и 30%. Предусмотрены средства на развитие ведущих вузов (37 млрд. рублей в 2013 году и по 17 млрд. рублей в предстоящие два года). Повысится размер стипендий. Будут увеличены зарплаты работникам культуры. Продолжится поддержка отечественной кинематографии. В следующем году на поддержку и продвижение национальных и коммерческих фильмов предусмотрено 6 млрд. рублей.
Предусмотрены ассигнования на реформу денежного довольствия военнослужащих, индексацию их пенсий. Ежегодно будет увеличиваться численность военнослужащих-контрактников. Со следующего года заработает программа по совершенствованию инфраструктуры хранения, эксплуатации ракет, боеприпасов, взрывчатых материалов. По словам министра, предусмотрены все необходимые ресурсы для реализации в полном объеме программы обеспечения военнослужащих жильем.
На треть увеличатся объемы дорожного строительства. В 2013 году планируется построить 456 км новых дорог, в 2014 году — 617, а в 2015 году — 724 км. Дороги появятся в более 800 сельских населенных пунктов. Предусмотрены средства на строительство железнодорожного комплекса Беркакит — Томмот — Якутск, а также на строительство и реконструкцию 34 аэропортов, трех атомных и четырех дизельных ледоколов. В 2014 году планируется начать строительство глубоководного транспортного узла на базе портов Находка и Восточный.
По словам А.Силуанова, полностью обеспечена финансами программа развития сельского хозяйства. По 100 млрд. рублей ежегодно планируется направлять на сбалансированность региональных бюджетов. Предусмотрены антикризисные меры на случай ухудшения ситуации на мировых рынках.
Председатель Счетной палаты Сергей Степашин, обозначил «системные риски», которые могут помешать исполнению бюджета и указов Президента от 7 мая. В их числе увеличение госдолга и расходов на его обслуживание, которые к 2015 году достигнут 508 млрд. рублей, что сопоставимо с расходами на образование. Внутренние заимствования в следующем году превысят 1,2 трлн. рублей. «Это означает, что данные средства будут изъяты из экономики и не будут использованы на кредитование реального сектора». По‑прежнему актуальны проблемы повышения доходности управления средствами суверенных фондов и увеличения непрофильных расходов естественных монополий. С.Степашин предложил рассмотреть вопрос о снижении максимального уровня пополнения Резервного фонда и обратил внимание депутатов и министра на проблему обеспечения прозрачности использования бюджетных остатков.
Предполагаемое замещение бюджетных инвестиций на развитие оборонной отрасли кредитами коммерческих банков под госгарантии, по словам С.Степашина, может серьезно осложнить техническое перевооружение предприятий отрасли в связи со сложностями обслуживания уже взятых кредитов. «Системное решение проблемы возможно только в рамках создания федеральной контрактной системы», — сказал он.
Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров
Макаров
Андрей Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что бюджет — это всегда компромисс между возникающими рисками и гарантированным обеспечением принятых государством обязательств. «Все социальные обязательства будут выполнены при любой цене на нефть и при любой экономической ситуации в мире, — сказал А.Макаров. — Что касается указов Президента, мы должны получить исчерпывающую информацию и решить вопрос: если там не хватает средств, значит, они будут, безусловно, добавлены».
Председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский
Руденский
Игорь Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 146 (Пензенский – Пензенская область)
предложил ко второму чтению рассмотреть вопрос об увеличении расходов, направляемых на технологическое развитие, в том числе по разделам «национальная экономика» и «образование», а также увеличить расходы на НИОКР и науку. Средства, по его словам, можно изыскать за счет снижения нормативной величины Резервного фонда до 5% ВВП. Кроме того, отметил И.Руденский, каждая госпрограмма должна стимулировать и поддерживать отечественное производство. Он также предложил принять меры по повышению доступности дешевых и долгосрочных кредитов.
Заместитель Председателя Госдумы Людмила Швецова
Швецова
Людмила Ивановна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
предложила Правительству совместно с Госдумой составить «социальный портфель наиболее актуальных мероприятий», не вошедших в закон о бюджете, но «требующих обязательного решения» в ходе его исполнения, и передать такой «портфель» руководству страны «для принятия в течение года прозрачных решений».
Геннадий Зюганов
Зюганов
Геннадий Андреевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(КПРФ), критикуя бюджет, обозначил четыре «крупнейших», по его словам, недостатка. Бюджет «резко ухудшает социальное самочувствие всех трудящихся граждан страны», в нем «ничего не заложено на развитие». Зависимость бюджета на 50% от нефти и газа ставит под сомнение его стабильность. Документ предусматривает дальнейший рост долговых обязательств: за три года внутренний долг увеличится в полтора раза, внешний — в 1,7 раза. Кроме того, бюджет не позволит выполнить поручения Президента, «стоимость» которых, по словам Г.Зюганова, оценивается в 5 трлн. рублей. В качестве решений Г.Зюганов предложил принять меры против оттока капитала, ввести прогрессивную шкалу налога, повысить эффективность сбора налогов.
Сергей Калашников
Калашников
Сергей Вячеславович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Либерально - демократическая партия России»
(ЛДПР) заявил, что бюджет на предстоящие три года не является ни бюджетом развития, ни бюджетом стабилизации. «Самое главное — это абсолютно непрозрачный бюджет. Установлено 56 оснований для внесения в 2013 году изменений в сводную роспись. Правительству предоставлено право увеличивать расходы Резервного фонда на финансирование бюджетных проектировок. Это означает, что мы принимаем один бюджет, а что будет на выходе — неизвестно», — сказал С.Калашников. В то же время, по его словам, нельзя рассматривать бюджет только как бухгалтерскую роспись. «Нужно принять стратегические решения, после которых можно будет принимать нормальный бюджет», — сказал С.Калашников.
Андрей Воробьев
Воробьёв
Андрей Юрьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
(ЕР) отметил, что создать идеальный бюджет вряд ли возможно. Бюджет — это «всегда поиск приоритетов». В текущем бюджете приоритеты понятны. Это социальная политика, оборона и безопасность, экономика и инфраструктура. Одновременно важны плановые показатели и цифры, свидетельствующие об их достижении. «Если бы Правительство было способно представлять к следующему бюджету это продвижение вперед, это было бы очень серьезным аргументом в нашей работе», — сказал А.Воробьев.
Оксана Дмитриева
Дмитриева
Оксана Генриховна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 217 (Юго-Восточный – город Санкт-Петербург)
(СР), анализируя проект бюджета, отметила, что доходы занижены примерно на 1 трлн. 100 млрд. рублей. «В итоге искусственно создается дефицит бюджета. Под этот искусственный дефицит планируются реальные заимствования и раскручивается пирамида государственного долга. Расходы на обслуживание долга выросли со 150 млрд. рублей в 2008 году до 425 млрд. рублей в 2013 году. Разница — 275 млрд. А это именно то, что нужно, чтобы решить вопросы, поставленные в указе Президента по федеральным бюджетникам в течение 2013–2014 годов», — сказала О.Дмитриева.
За проект бюджета в первом чтении проголосовали 295 депутатов, против — 143. В постановлении о принятии соответствующего законопроекта Комитету по бюджету и налогам совместно с Правительством предложено ко второму чтению рассмотреть, в частности, вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на социальное развитие села, включая газификацию и водообеспечение.
Правительству рекомендовано представить исчерпывающую информацию об объемах дополнительных бюджетных ассигнований, необходимых для безусловного выполнения в 2013 – 2018 годах указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, а также перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 октября 2012 года № Пр-2663 по итогам совещания по вопросу подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». В частности, речь идет об увеличении зарплаты работников учреждений образования, здравоохранения, учреждений медико-социальной экспертизы, культуры и социального обслуживания населения; обеспечении денежным довольствием вновь призываемых военнослужащих по контракту; пенсионном обеспечении граждан, увольняемых с военной службы в 2013 году; повышении окладов сотрудникам Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Кроме того, Правительству предложено представить предложения по увеличению объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Федерации.