Газета "Трибуна" опубликовала статью Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова "Газовый фактор" (22 июня 2007 года)

Газета "Трибуна" опубликовала статью Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова "Газовый фактор" (22 июня 2007 года)
Газета "Трибуна" опубликовала статью Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова "Газовый фактор" (22 июня 2007 года)

Российская газовая промышленность по праву считается одним из наиболее значимых секторов отечественной экономики. Но всякое большое дело сталкивается с соответствующего размера трудностями. Хватает их и у газовой отрасли.

Одной из наиболее заметных среди них является проблема развития экспортной инфраструктуры. События последних лет, в том числе действия ряда государств, осуществляющих транзит российских углеводородов и являющихся их крупными потребителями, со всей очевидностью доказали: России нужна диверсификация как маршрутов транспортировки сырья, так и — что очень важно — рынков сбыта.

В настоящее время основным импортером отечественного газа является ЕС: в Центральной и Западной Европе его закупает 21 страна. В то же время огромные запасы российских углеводородов находятся, прежде всего, в Сибири. Это позволяет ставить вопрос о выходе на чрезвычайно перспективные азиатские рынки. Так, только быстрорастущий Китай, по оценкам специалистов, уже в 2010 году будет потреблять до 120 млрд. кубометров газа, что значительно превысит внутреннюю добычу. В целом же прогнозы по приросту потребления газа в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2 раза выше, чем в Европе.

Таким образом, необходимые для диверсификации экспорта газа предпосылки существуют. Решение же данной задачи заключается, прежде всего, в развитии газотранспортной системы.

Целый ряд мер в этом направлении уже реализуется. Наиболее известным примером стал Северо-Европейский газопровод (Nord Stream), по которому отечественный газ будет поступать непосредственно в Германию и далее, минуя так называемые «транзитные государства». Его строительство уже ведется. Перспективным является и предложение о развитии экспорта в страны Средиземноморья, в том числе через газопровод «Голубой поток». Большой интерес, с точки зрения диверсификации экспорта и выхода на новые рынки, представляет строительство транспортных мощностей, идущих в Китай.

Развивать экспортную инфраструктуру можно не только в самой России, но и в других государствах. Не секрет, что в европейских странах в конечной цене газа непосредственно поставщику — России — достается зачастую лишь меньшая часть его стоимости

(например, в Австрии — только треть). Поэтому продвижение навстречу потребителям может принести существенную выгоду.

Наконец, в долгосрочной перспективе серьезный интерес представляет производство сжиженного газа и обеспечение его транспортировки на удаленные, но при этом исключительно привлекательные с точки зрения цены рынки (в частности, американский). Создание необходимой для этого инфраструктуры является значимым элементом стратегии России, направленным на то, чтобы российский газ занял достойное место на мировом рынке сжиженного природного газа.

Вместе с тем важно понимать, что развитие газовой инфраструктуры не может сводиться лишь к проблемам экспорта. Важнейшей задачей является обеспечение потребностей самой России, отечественной экономики и социальной сферы.

Одним из наиболее сложных является вопрос о подключении новых потребителей и производственных мощностей. Отсутствие соответствующих возможностей, очевидно, способно серьезно сказываться как на темпах экономического и промышленного роста, так и на качестве жизни миллионов людей.

В огромной степени данная проблема связана с низкой энергоэффективностью отечественной экономики, заложенной еще в советские времена. Еще более проблема усугубилась в 90-е годы, когда возникли ценовые диспропорции между различными видами топлива, среди которых газ стал относительно дешевым — а значит, и популярным.

В итоге, с одной стороны, возник фактический перерасход газа на неэффективных производствах, а с другой — сложности с получением газа для вновь создаваемых, современных мощностей и других потребителей. Наилучшим образом это иллюстрирует ситуация в электроэнергетике. Если наиболее конкурентоспособные энергоустановки, работающие на газе, способны обеспечивать КПД в 58%, то в России КПД составляет в среднем лишь 39%. Таким образом, при увеличении данного показателя до 54% (что является одним из ключевых пунктов программы развития электроэнергетики) для обеспечения того же уровня производства потребуется примерно на 30% меньше топлива.

В целом, по оценкам экспертов, повышение эффективности использования газа в России способно высвободить до 170 млрд. кубометров. Для сравнения: в 2006 году «Газпром» поставил в страны Европы более 161 млрд. кубометров. Здесь скрыты огромные резервы как по обеспечению российских потребителей, так и по расширению экспорта.

Следующее важное направление связано с увеличением объемов поступающего на рынок газа. Речь идет о параллельном решении сразу трех задач.

Во‑первых, это создание инфраструктуры для разработки новых перспективных газовых месторождений. В том числе речь идет о развитии добычи на шельфе — в частности, Штокмановского месторождения.

Во‑вторых, необходима модернизация инфраструктуры, позволяющей транспортировать в Россию газ из других стран, прежде всего из Средней Азии. Такие проекты имеют большое значение как для самой России, так и для наших соседей — Казахстана, Туркменистана и Узбекистана, которым нужен надежный партнер для доставки их сырья на рынки сбыта. Практическая работа по реконструкции существующих там газопроводов и строительству новых должна начаться уже в 2008 году. Кроме того, при наличии взаимной заинтересованности отечественные компании могут инвестировать и в развитие добывающей инфраструктуры в Средней Азии.

В‑третьих, важнейшей задачей является повышение эффективности использования ресурсов добывающими компаниями. Так, по самым скромным оценкам, в России ежегодно сжигается не менее 20 млрд. кубометров попутного газа. Следовательно, с одной стороны, требуется наладить контроль в данной сфере, а с другой — создать технические, экономические и юридические механизмы, позволяющие использовать попутный газ для нужд отечественной экономики.

Реализация перечисленных мер в целом позволяет обеспечить необходимые быстрорастущей экономике России объемы природного газа. Однако иметь топливо мало — необходимо доставить его потребителям. Между тем в России до сих пор не газифицированы многие населенные пункты. Это является серьезным препятствием для развития промышленности и жилищного строительства, негативно сказывается на качестве жизни миллионов людей, особенно в малых городах и на селе.

Позиция партии «Единая Россия» по данному вопросу заключается в том, что газификация российских регионов должна рассматриваться как один из основных приоритетов инфраструктурной политики. Сегодня масштабы соответствующих программ существенно растут. Если в 2005 году «Газпром» направил на решение соответствующих задач 5, 2 млрд. рублей, то в 2007 году запланировано выделить почти в 4 раза больше — 20, 2 млрд. рублей. В общей сложности дополнительная программа газификации коснется 13 миллионов человек в 58 регионах. Это станет значимым достижением.

Важными факторами роста экономики являются также прозрачная ценовая стратегия на газовом рынке и наличие долгосрочных договоров поставок. Именно они создают гарантии для инвесторов и, соответственно, условия для модернизации производства и диверсификации экономики. Цены на газ, условия подключения к коммуникациям и увеличения потребления — все это должно быть прозрачным и предсказуемым.

Газовая промышленность на протяжении десятилетий является одной из системообразующих отраслей отечественной экономики. За ней — труд нескольких поколений людей, добывающих «голубое топливо» в тяжелейших условиях Крайнего Севера. И важно создать все необходимые условия для того, чтобы их достижения приносили России, ее гражданам и предприятиям максимальную отдачу.

Председатель Государственной Думы, Председатель Партии «Единая Россия» Борис Грызлов Грызлов Борис Вячеславович Грызлов
Борис Вячеславович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»