Комитет по образованию рекомендовал Госдуме принять в первом чтении внесенный Правительством законопроект об образовании

На заседании Комитета по образованию, состоявшемся 11 октября под председательством Александра Дегтярева Дегтярев Александр Николаевич Дегтярев
Александр Николаевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, депутаты рассмотрели внесенный Правительством законопроект № 121965–6 «Об образовании в Российской Федерации».

Заместитель министра образования и науки Игорь Реморенко, представляя законопроект, сообщил, что в нем расширен круг организаций различных форм собственности, в которых можно будет получить бесплатное образование. Предусмотрены дополнительные возможности для получения дошкольного образования — не только в детских садах, но и в форме семейного образования, в группах при школах, в организациях дополнительного образования.

В соответствии с законопроектом учащиеся смогут выбирать различные учебные курсы в образовательной организации или вне ее в рамках использования модульных технологий обучения, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и электронного обучения. Среднее профессиональное образование станет общедоступным и будет включать в себя и программы подготовки специалистов среднего звена, и программы подготовки высококвалифицированных рабочих.

С целью удовлетворения потребности работодателей в подготовке рабочих кадров по‑новому выстроена структура подготовки кадров по программам профессионального обучения. «Теперь в профессиональном обучении появится возможность повысить квалификацию или пройти переподготовку, чего раньше не было», — пояснил И.Реморенко.

Закреплены особенности получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, гражданами с ограниченными возможностями, образования в сфере искусства и культуры, медицины и фармацевтики, обороны и безопасности.

Определен правовой статус педагогов, обучающихся и образовательных организаций. Расширены права родителей в управлении образовательными учреждениями. Определены категории учащихся, которые получат право на бесплатное предоставление общежитий.

В ходе обсуждения депутат Марина Назарова Назарова Марина Юрьевна Назарова
Марина Юрьевна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
предложила законодательно закрепить, что средства, направляемые из федерального бюджета в регионы на развитие образования, должны быть целевыми. В законе необходимо также предусмотреть учет мнения схода граждан при реорганизации образовательной организации и закрепить гарантии предоставления сельским педагогам бесплатного жилья с отоплением и освещением.

Депутат Ильдар Гильмутдинов Гильмутдинов Ильдар Ирекович Гильмутдинов
Ильдар Ирекович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 27 (Московский – Республика Татарстан (Татарстан))
предложил уточнить вопрос финансирования мероприятий по обеспечению безопасности обучающихся. Отсутствие четких норм, по мнению депутата, приведет к тому, что за охрану учебных заведений будут платить родители.

Первый заместитель председателя Комитета Олег Смолин Смолин Олег Николаевич Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
в числе достоинств законопроекта назвал нормы об информационной открытости образовательных организаций, электронном обучении. К недостаткам он отнес понятие образования как услуги, ликвидацию уровня начального профессионального образования. Кроме того, по словам О.Смолина, закон в редакции Правительства может привести к исчезновению коррекционных образовательных учреждений.

Александр Дегтярев Дегтярев Александр Николаевич Дегтярев
Александр Николаевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что законопроект имеет стратегический и системный характер и ориентирован на длительную перспективу.

Комитет поддержал концепцию нового закона. Вместе с тем, по мнению Комитета, необходимо уточнить нормы о дополнительных социальных гарантиях педагогам, о государственной аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ. Следует также уточнить организационные и финансовые механизмы сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, уточнить критерии присвоения категории «федеральный университет» и сохранить выборность ректоров вузов. Комитет также считает необходимым раскрыть понятие «аспирант», закрепить приоритет бесплатности дополнительного образования детей.

Депутаты также рекомендовали Госдуме принять в первом чтении законопроект № 121975–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации», предусматривающий изменения более чем в 100 федеральных законов. Изменения уточняют терминологию, меры социальной поддержки обучающихся и педагогов и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.

Внесенный депутатами фракции КПРФ законопроект № 11928–6 «О народном образовании» Комитет рекомендовал палате отклонить. Проект, в частности, предусматривает, что образование должно финансироваться на уровне не ниже 7% ВВП, а в вузах должны обучаться не менее 260 студентов на 10 тысяч жителей России. В соответствии с проектом образовательные организации должны быть освобождены от всех видов налогов, а финансирование школ должно осуществляться на треть по сметному принципу, а в остальной части — по подушевому. Кроме того, предложено приравнять педагогов к государственным гражданским служащим.

По мнению Комитета, предложенный в проекте подход к изменению образовательного законодательства не позволяет должным образом сформировать законодательное обеспечение реализации современной государственной политики в сфере образования, а также не соответствует тенденциям развития других отраслей законодательства, нормы которых применяются для регулирования деятельности образовательных организаций.

По оценке Комитета, вопросы дошкольного, общего, дополнительного образования для детей, системы профессионального образования и дополнительного образования для взрослых представлены фрагментарно, а значительная часть предложений носит декларативный характер.

Серьезными недостатками законопроекта, по мнению Комитета, являются отсутствие четкого разграничения полномочий по предоставлению образования различного уровня и отсутствие механизмов управления системой образования.

Законопроекты «Об образовании в Российской Федерации» и «О народном образовании», признанные Комитетом альтернативными, как ожидается будут рассмотрены 16 октября.