20 сентября состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.

20 сентября 2012 года под председательством председателя Комитета Сергея Гаврилова Гаврилов Сергей Анатольевич Гаврилов
Сергей Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.

Первым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели проект федерального закона № 105976–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника». Законопроект внесен Правительством Российской Федерации.

Законопроект направлен на защиту прав граждан-должников и создание условий для взаимоприемлемого для обеих сторон кредитных отношений урегулирования проблемы просроченной задолженности указанных граждан и предусматривает:

— возможность проведения реструктуризации долгов, в ходе которой утверждается план реструктуризации либо должник признается банкротом;

— возможность заключения мирового соглашения с кредиторами с целью прекращения производства по делу о банкротстве;

— обязательную публикацию сведений в деле о банкротстве гражданина-должника только в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве;

— максимальный срок реализации плана реструктуризации долгов составляет 5 лет;

— в случае успешного выполнения плана реструктуризации долгов гражданин освобождается от долгов, сохраняя при этом активную социальную позицию;

— если гражданин не сумел расплатиться с кредиторами в ходе реструктуризации долга, арбитражный суд выносит определение об отмене плана реструктуризации долгов и признает гражданина банкротом. При этом имущество (часть имущества) гражданина подлежит реализации на торгах

— вводятся ряд ограничений как для должника, признанного банкротом, так и для должника, успешно осуществляющего (или осуществившего) план реструктуризации долгов. Запрещается в течение 5 лет повторно признавать себя банкротом, а также получать новые кредиты в банках без указания на факт признания гражданина банкротом;

— последствиями признания должника — индивидуального предпринимателя банкротом являются утрата силы его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулирование выданных ему лицензий на осуществление отдельных видов деятельности.

В ходе обсуждения законопроекта депутаты Комитета поддержали его концепцию и отметили высокую социальную значимость как инструмента, защищающего права граждан, которые априори являются более слабой стороной в гражданско-правовых отношениях с кредиторами, в частности, с банками и в этой связи нуждаются в специальных реабилитационных мерах. Законопроект является мерой государственной поддержки определенных категорий граждан, которые в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств (проблемы со здоровьем, потеря работы, неблагоприятное стечение жизненных обстоятельств и т. д.) оказались не в состоянии единовременно выплатить задолженность перед кредиторами.

Реализация мер, предлагаемых законопроектом, будет стимулировать граждан-должников и их кредиторов к цивилизованным методам погашения задолженности.

Вместе с тем участниками обсуждения были высказаны существенные замечаний и предложения по доработке законопроекта ко второму чтению

Целесообразно рассмотреть возможность с учетом инфляционных процессов установления единого критерия для физических и юридических лиц в размере 100 000 рублей.

Следует установить, что заявление о признании гражданина банкротом может быть подано кредитором только по требованиям, подтвержденным судебными решениям. В случае принятия предлагаемой законопроектом нормы о необязательности такого подтверждения арбитражный суд будет вынужден рассматривать вопрос об обоснованности таких требований, а не только непосредственно вопрос о банкротстве гражданина, что существенно увеличит время рассмотрения дела о банкротстве и без достаточных оснований увеличит нагрузку на арбитражные суды. Кроме того в этом случае арбитражному суду, а не суду общей юрисдикции придётся рассматривать бытовые и хозяйственные споры граждан.

Законопроект необходимо дополнить порядком доработки должником плана реструктуризации долгов в случае решения арбитражного суда отложить рассмотрение вопроса об утверждении указанного плана и предоставить должнику время для его доработки. Следует также однозначно установить — требуется или нет одобрение доработанного плана собранием кредиторов.

Согласно законопроекту, из конкурсной массы исключаются земельные участки, использование которых не связано с предпринимательской деятельностью и не являющиеся предметом ипотеки. Однако на практике со стороны недобросовестных граждан могут иметь место злоупотребления правом, когда они вкладывают заемные денежные средства в земельный участок без учета возможности либо без намерения вернуть заемные средства.

В этой связи целесообразно установить, что из конкурсной массы исключаются земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, являющиеся единственным жильем для гражданина и (или) членов его семьи.

В целях защиты наиболее уязвимых категорий граждан-должников, в частности, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, по аналогии с законодательством Германии, целесообразно установить, что все требования кредиторов к указанным категориям граждан замораживаются до достижения ребенком возраста трех лет.

С учетом того, что вышеизложенные замечаний могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению, депутаты рекомендовали Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.

Вторым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели проект федерального закона № 104545–6 «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона „О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“(в части отчуждения недвижимого имущества, закрепленного за государственными и муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения).

Депутаты рассмотрели разработанный по инициативе Генеральной прокуратуры РФ законопроект, предусматривающий заключение государственными или унитарными предприятиями договоров, предусматривающих отчуждение закрепленного за ними государственного или муниципального недвижимого имущества, только по результатам проведения аукционов. Детальный порядок проведения аукционов предусмотрен действующими правовыми нормами Закона о приватизации.

Участники обсуждения отметили, что введение аукционного порядка продажи закрепленного за унитарными предприятиями государственного и муниципального имущества позволит предотвратить практику отчуждения указанного имущества по заниженным ценам, например, организациям, аффилированной с руководителями унитарного предприятия. Таким образом повысится эффективность и прозрачность использования и распоряжения публичным имуществом, а также будет исключен фактор, способствующий проявлениям коррупции при заключении унитарным предприятием указанных сделок.

Депутаты – члены Комитета рекомендовали Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.