26 июня 2012 года Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
посетил Республику Беларусь по приглашению Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимира Андрейченко.
В ходе официального визита в Республику состоялась встреча Председателя Государственной Думы России и Премьер-министра Белоруссии. Сергей Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
и Михаил Мясникович обсудили пути развития интеграционного взаимодействия двух стран, а также перспективы реализации крупных совместных проектов. Примером такого проекта может служить создание российско-белорусского холдинга «Росбелавто» на базе активов «КАМАЗа» и «МАЗа». «Его реализация имела бы ощутимый социально-экономический эффект для автомобильной промышленности наших государств», — отметил Сергей Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.
В ходе встречи Председателя Государственной Думы с Председателем Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимиром Андрейченко и Председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Анатолием Рубиновым обсуждались вопросы расширения двустороннего сотрудничества. Отдельное внимание было уделено обсуждению развития межпарламентских связей двух государств. Сергей Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что Белоруссия является одним из ближайших стратегических союзников России, а визит проходит на фоне празднования 20-летия установления дипломатических отношений между странами. «Убежден, что проявленные решимость в развитии евразийских интеграционных процессов позволят еще больше сблизить наши братские народы и повысить их реальную отдачу для экономического и социального развития», — сказал Сергей Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
. По итогам встречи подписано Соглашение о сотрудничестве между Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Палатой представителей Национального собрания Белоруссии.
На 42-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России депутаты рассмотрели отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2010 г.; ход исполнения программы Союзного государства «Борьба с преступностью на территориях государств – участников Договора о создании Союзного государства на период 2008 – 2012 гг.». Парламентарии отметили успехи совместной деятельности и договорились о продолжении взаимодействия в рамках Союзного государства, которое, по словам Владимира Андрейченко, является «наиболее сильным и успешным интеграционным образованием на постсоветском пространстве».
Председатель Государственной Думы также посетил Академию Управления при Президенте Белоруссии, где выступил перед студентами и профессорско-преподавательским составом вуза. Сергей Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
посвятил свое выступление перспективам интеграционных процессов на Евразийском пространстве и их парламентскому измерению. «Важно, чтобы работа парламентов России, Белоруссии и Казахстана не отставала от интеграционных тенденций. Особое внимание необходимо уделить формированию и развитию евразийских наднациональных институтов, дальнейшей гармонизации и унификации национальных законодательств. Решение такой амбициозной задачи, как создание к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза потребует серьезной перестройки всего комплекса межпарламентского взаимодействия. В результате должен быть создан Евразийский парламент», — подчеркнул Сергей Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.
Отвечая на вопросы журналистов об итогах своего официального визита, Сергей Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что в ходе переговоров с белорусскими коллегами удалось достичь договоренностей по углублению интеграционных процессов в рамках Союзного государства, Таможенного союза и Евразийского экономического союза. Он также напомнил, что по инициативе спикеров России, Белоруссии и Казахстана в начале июля в Москве состоится заседание рабочей группы, которая должна предложить президентам трех государств «дорожную карту» формирования совместного парламентского органа. «Мы считаем, что в перспективе это должен быть полноценный Евразийский парламент», — подчеркнул С.Нарышкин.
Выступление на тему «Сотрудничество парламентов России и Белоруссии в условиях евразийской экономической интеграции» в Академии Управления при Президенте Республики Беларусь
Добрый день!
Я искренне рад в рамках моего короткого официального визита в Белоруссию выступить перед вами, слушателями и профессорско-преподавательским составом Академии Управления при Президенте Республики Беларусь.
1. Сразу хотел бы подчеркнуть, что для Российской Федерации отношения и сотрудничество с Белоруссией носят приоритетный и стратегический характер. Наши страны, наши народы имеют общие корни, общие страницы истории, которые нас объединяют. В этом году мы отмечаем несколько очень больших и важных дат. Это 1150 лет со дня создания Древнерусского государства, в состав которого входили и Киев, и Новгород, и Полоцк. Другая знаменательная дата, которую мы вместе также отмечаем в этом году, – 200 лет победы в Отечественной войне 1812 года. Войне, в которой белорусская земля вынесла основную тяжесть боевых действий и оккупации. Нельзя не отметить, какую существенную роль сыграл разгром французов при Березине. Об этом сейчас в Белоруссии свидетельствуют многочисленные памятные знаки и памятники войны 1812 года.
Наконец не могу не отметить, что наша встреча проходит в дни, когда мы отмечаем двадцатилетие установления дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. За прошедшие годы Россия и Беларусь смогли укрепить свою независимость и с успехом преодолеть – во многом благодаря объединению усилий – возникающие на этом пути трудности.
2. Приоритетный характер российско-белорусских отношений был подчеркнут тем, что свой первый зарубежный визит Президент Российской Федерации В.В.Путин нанес в Беларусь. Развитие тесного интеграционного взаимодействия позволило вывести к сегодняшнему дню сотрудничество России и Белоруссии на самый высокий уровень внутри пространства СНГ не только в вопросах экономического взаимодействия, но и в обеспечении коллективной безопасности, в сфере внешней политики, в развитии гуманитарных связей.
Нас также объединяют общие культурные ценности, отношение к религии, отсутствие языкового барьера и многое, многое другое. Как отметил президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко, «белорусы и русские – это по сути один народ, волею судеб, оказавшийся разделенным границами». Но и эти границы становятся прозрачными в результате политического объединения наших стран в Союзное государство, а также в ходе создания вместе с Казахстаном Евразийского экономического союза.
В своем выступлении сегодня, я хотел бы остановиться на вопросах парламентского сотрудничества России и Белоруссии в условиях евразийской экономической интеграции.
3. 15 лет назад, в апреле 1997 года, был создан Союз Белоруссии и России, а 8 декабря 1999 года – подписан Договор о создании Союзного государства. Правовую базу наших двусторонних отношений составляют более 150-ти межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. В результате между нашими странами сложился особый характер взаимодействия – союзнический. Это проявляется и в действии фактически единого миграционного пространства, в котором граждане Союзного государства могут совершать взаимные поездки по внутренним национальным документам, без прохождения таможенного и пограничного контроля; и в гарантированном гражданам трудоустройстве, получении образования, бесплатной медицинской помощи; или, например, в государственных гарантиях по выплате пенсии, в случае переселения пенсионеров из одного государства в другое.
Весомый вклад в эту большую и важную работу вносит и Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России. Его сорок вторая сессия проходит сегодня в Минске. В повестке дня такие важные вопросы, как ход исполнения бюджета Союзного государства, отчеты выполнения программ по борьбе с преступностью и много других важных вопросов.
Однако процесс политического и юридического оформления Союза Белоруссии и России, как вы знаете, не завершен и Конституционный акт пока не подписан. Представляется, что после создания Евразийского экономического союза, с учетом новых реалий, можно будет процессы союзного строительства завершить.
4. Успешная деятельность Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России – договорно-правовой основой которой, замечу, стало белорусско-российское соглашение о Таможенном союзе – позволила в этом году перейти к следующему этапу евразийской экономической интеграции. С 1 января введен в действие пакет из 17 международных договоров Единого экономического пространства в составе трёх государств, что позволяет нашим странам свободное перемещение товаров, а со временем услуг, информации, капиталов и рабочей силы – вплоть до равного доступа к услугам естественных монополий.
За последнее время, как видим, произошли заметные «прорывы» на евразийском интеграционном направлении. И конечно важно, чтобы работа парламентов России, Белоруссии и Казахстана не отставала от интеграционных тенденций на Евразийском пространстве. В поле нашего зрения должны быть формирование и развитие евразийских наднациональных институтов, дальнейшее сближение, гармонизация и унификация национальных законодательств.
Убежден, что решение такой амбициозной задачи, как создание к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза, потребует серьезной перестройки всего комплекса межпарламентского взаимодействия в его евразийском измерении. В результате, на наш взгляд, должен быть создан Евразийский парламент. Конечно, эта задача не может быть решена сразу и предполагает поэтапное преобразование Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС в Евразийскую Межпарламентскую Ассамблею, а затем уже – в полноценный Евразийский парламент.
С 1 февраля на постсоветском пространстве начал действовать первый межгосударственный регулирующий орган – Евразийская экономическая комиссия. Основные ее решения потребуют приведения в соответствии с ними национальных законодательств и проведения предварительной парламентской экспертизы. Поэтому уже в ближайшее время необходимо наделить рядом существенных полномочий создаваемую Евразийскую Межпарламентскую Ассамблею. В частности она должна будет разрабатывать Основы законодательства в базовых сферах правоотношений, которые после рассмотрения Высшим евразийским экономическим советом приобретут директивный характер.
Евразийская экономическая интеграция невозможна без вовлечения в этот процесс широких слоев общественности наших стран. Евразийский парламентский орган в этом плане мог бы сыграть важную роль. Речь идет о выработке рекомендаций для Высшего евразийского экономического совета, обращениях с запросами и рекомендациями к Евразийской экономической комиссии, Евразийскому суду, а также к парламентам стран-членов и стран-партнеров нового интеграционного образования.
5. При формировании нового парламентского органа важно учитывать практику, как Европейского парламента, так и Парламентского Собрания союза России и Беларуси. Безусловно, наш опыт наднациональной парламентской экспертизы, работы над союзным бюджетом и контроля за его исполнением будет востребован. Не менее важен и практический опыт союзных парламентариев по синхронизации работы национальных законодательных органов.
Думается, евразийское парламентское измерение должно учитывать и опыт мониторинга демократических процессов, накопленный Межпарламентской Ассамблеей СНГ, создавшей в этих целях специальный Институт демократии. Как известно, Европарламент также уделяет этим вопросам особое внимание, утверждая омбудсмена по правам человека в Европейском союзе. При создании Евразийского парламента особый интерес вызывает опыт назначения Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС по представлению Межгосударственного совета судей Суда Сообщества.
6. В рамках формируемого евразийского парламентского органа будут взаимодействовать парламентские делегации государств – членов ЕЭП: Белоруссии, Казахстана и России, а так же партнеров по сотрудничеству: Кыргызстана и Таджикистана, наблюдателей из других парламентов.
Единое экономическое пространство открыто для приема новых членов и партнеров. И по мере готовности и наличии политической воли оно, безусловно, будет расширяться. Представляется, что участие парламентов – партнеров в Евразийской Межпарламентской Ассамблее будет важной предпосылкой для более тесного подключения к интеграционным процессам. Во время моего недавнего визита в Украину мы обсуждали с руководством страны и коллегами из Верховной Рады пути участия Украины в евразийской интеграции.
7. В период 2012–2014 годов должны быть созданы все условия для подписания до 1 января 2015 года всеобъемлющего Договора о Евразийском экономическом союзе, подготовленного на основе кодификации и развития договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В рамках этого Договора, на мой взгляд, и можно будет рассматривать в полном объеме вопрос о создании Евразийского парламента. В частности, наделения его законодательными и контрольными полномочиями по аналогии с Европейским парламентом. Это в свою очередь сделает актуальным и постановку вопроса о порядке формирования Евразийского парламента на основе прямых демократических выборов.
17 мая 2012 года в Санкт-Петербурге состоялась встреча председателей парламентов государств-участников Таможенного союза и Единого экономического пространства, на которой было принято решение о создании Рабочей группы по вопросам парламентского измерения евразийской экономической интеграции. В ходе недавних встреч с президентами Казахстана и Российской Федерации я информировал их об этой инициативе парламентариев и наше начинание получило полную поддержку со стороны глав государств. Так, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на встрече подчеркнул, что «нам уже сегодня нужно полноценное законодательное сопровождение всех процессов, которые происходят в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. В конечном итоге все решения исполнительных органов власти должны быть подкреплены и реализованы в законах. А если мы говорим о такой перспективе, как создание Евразийского союза, то, безусловно, без активной работы депутатских корпусов всех наших трёх стран такая задача решена быть не может».
Рабочая группа, состоящая из парламентариев и экспертов, должна выработать предложения парламентов для представления их главам государств и возможного проекта соглашения об учреждении парламентского органа надгосударственного интеграционного Союза. Первое заседание Рабочей группы состоится 5 июля в Москве, последующие заседания планируется проводить в Минске и Астане.
8. Успех евразийской интеграции определяется результативностью социально-экономической модернизации. Чем выше будет качество жизни и эффективность экономики наших стран, тем привлекательнее для соседних государств будет участие в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.
В этой связи хотел бы отметить, что взаимный товарооборот между Россией и Белоруссией составил около 39 млрд. долларов, успешно реализуется 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов, в том числе такой крупный проект, как строительство атомной электростанции. Существенную помощь для преодоления последствий глобального кризиса оказывает антикризисный фонд ЕврАзЭС.
Важно, что начиная с 2012 года экономические условия нашего взаимодействия, включая поставку российских энергоносителей в Белоруссию, определяются с учетом Единого экономического пространства. В результате углубляется производственная кооперация между бизнес-структурами, интенсифицируются межрегиональные связи, и главное – реализуется курс на по‑настоящему инновационное развитие экономик наших стран. Все это – хороший пример преимуществ евразийской интеграции, в том числе и для наших общих соседей.
9. Структурная перестройка экономик наших стран, существенное увеличение роли высокотехнологичных отраслей будет способствовать как евразийскому сотрудничеству, так и интеграции наших стран в мировую экономику, наращиванию экспорта несырьевых товаров. В этой связи возникает вопрос: как соотносятся Евразийская экономическая интеграция и вступление в ВТО?
В своем практическом сотрудничестве Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация руководствуются базовыми нормами и правилами Всемирной торговой организации. Поэтому предстоящее вступление Российской Федерации, а затем – Казахстана и Белоруссии в ВТО, не помешает евразийской интеграции. Важно то, что в ходе переговоров о вступлении в ВТО наши правительства отстаивали общие интересы Таможенного союза и не брали на себя какие‑то повышенные, по отношению к базовым нормам ВТО, обязательства, как это сделали некоторые страны СНГ, стремясь любой ценой стать членом ВТО.
Вместе с тем, Государственная Дума при рассмотрении договоренностей о вступлении в ВТО обращает внимание на необходимость принятия мер поддержки отечественных товаропроизводителей в рамках правил, предусмотренных в ВТО. Речь идет о законах, защищающих наш теперь достаточно открытый рынок от потока небезопасных для населения и окружающей среды товаров, о необходимости увеличения в бюджете средств для развития производственной и социальной инфраструктуры в аграрном секторе, о других разрешенных мерах непрямой поддержки конкурентоспособности нашей экономики.
Представляется, что аналогичные законодательные меры должны будут приниматься парламентами Белоруссии и Казахстана, что еще раз подчеркивает важность создания координирующего парламентского органа Евразийского союза. Единое экономическое пространство – это создание равных условий для бизнеса наших стран во всех сферах: и в возможности равного доступа к услугам естественных монополий, и в приватизации, и в участии в государственных закупках. Чем быстрее эти процессы будут завершены, тем больше будет защищена экономика всех наших стран от кризисных явлений в мире.
10. Евразийская интеграция происходит в нестабильной международной обстановке. Не соблюдается основополагающий принцип неделимой и равной безопасности. Яркий пример – развертывание американских ПРО в Европе. По отношению к нашим странам имеют место двойные стандарты, экспорт «цветных революций», дискриминационные списки, сохраняется опасность терроризма и наркотрафика.
В ответ на вызовы и угрозы современности нам необходимо укреплять военно-политическое сотрудничество как на двусторонней, так и на многосторонней основе, в рамках ОДКБ. Важную роль здесь играет Парламентская Ассамблея ОДКБ. На ее последнем заседании в Санкт-Петербурге были приняты рекомендации по сближению законодательств государств-членов ОДКБ в области реагирования на чрезвычайные ситуации, по законодательному обеспечению статуса личного состава Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, по гармонизации уголовно-исполнительного законодательства, утверждена Программа деятельности Ассамблеи на 2011–2015 годы.
Однако полноценное парламентское измерение ОДКБ невозможно без придания ее парламентскому органу самостоятельного статуса, как это и предусмотрено принятыми Поправками к Уставу ОДКБ. Пока же Парламентская Ассамблея ОДКБ – вспомогательный орган Межпарламентской Ассамблеи СНГ. В этой связи Совет Ассамблеи одобрил проект Соглашения о Парламентской Ассамблее ОДКБ и направил его на рассмотрение Совета коллективной безопасности ОДКБ.
11. Укрепление безопасности наших стран преследует исключительно мирные цели, мы стремимся к развитию партнерских отношений с другими регионами Европы и мира. В посланиях президентов наших стран парламентам обосновывается идея интеграции в перспективе Евразийского и Европейского союзов, создания общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, то есть, как образно отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко – процесса «интеграции интеграций».
Однако, и в науке и в политике ряда стран, имеет место необоснованное противопоставление европейского и евразийского векторов развития, трактовка европейского как антиевразийского.
Это проявляется в боязни некоторых стран, что вхождение в Таможенный союз и ЕЭП сделает невозможным их европейскую ориентацию. В результате такой идеологии некоторыми политиками оправдывается неучастие в интеграционных проектах, очевидно выгодных экономически. В этой связи хотел бы подчеркнуть, что Европейский союз – это объединение стран, бедных природными ресурсами. В этом – одна из причин нынешнего кризиса западноевропейской экономики.
Евразийский союз – это объединение стран, в котором две страны – Россия и Казахстан, обладают огромными энергетическими и сырьевыми запасами. Поэтому Европейский союз жизненно заинтересован в соединение своих технологий и финансов с природными богатствами и фундаментальной наукой Евразийского союза. Тем самым участие Белоруссии в Евразийском союзе, на мой взгляд, усиливает ее европейскую ориентацию. Наши страны вместе являются равноправными и выгодными партнерами Европейского союза. Тем более что в сотрудничестве с Евразийским союзом заинтересованы и другие мегарегионы мира, например, страны АТЭС, очередное заседание которого будет проходить во Владивостоке.
В заключение выскажу уверенность, что теория и практика евразийской интеграции будет, конечно же, успешно развиваться. И не сомневаюсь, что свой существенный вклад в эти процессы внесут преподаватели и студенты Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Желаю вам новых творческих успехов, благополучия и всем нам – удачи на тернистом пути евразийской интеграции, благодарю за внимание.