21 июня Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в ходе заседания рассмотрел и рекомендовал Госдуме принять в первом чтении проект федерального закона «О парламентском контроле в Российской Федерации».
Соавтор законопроекта, председатель Комитета Виктор Кидяев
Кидяев
Виктор Борисович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
пояснил суть документа: «Данный законопроект – первый базовый нормативный документ в сфере парламентского контроля. Он объединяет отдельные элементы парламентского контроля, существующие в данный момент в правовом пространстве, а также вводит новые.
Мы предлагаем установить единую систему парламентского контроля за соблюдением законодательства, основанную на деятельности органов федеральной и региональной законодательной власти и представительных органов муниципальных образований. При этом, конечно, сохранится самостоятельность и независимость всех субъектов парламентского контроля.
Субъектами парламентского контроля будут Совет Федерации и Государственная Дума (и, соответственно, входящие в их состав комитеты и комиссии, а также сами депутаты и сенаторы), региональные парламенты с входящими в их состав комитетами, комиссиями и депутатами, муниципальные заксобрания, парламентская комиссия по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования.
Полномочия субъектов парламентского контроля, с одной стороны, достаточны для исполнения их основных функций, с другой стороны – ограничены: не допускается вмешательство субъектов парламентского контроля в осуществление правосудия, расследование уголовных дел, оперативно-розыскную деятельность, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции. Парламентский контроль не должен подменять следственные органы.
Предусмотрено множество элементов парламентского контроля, в том числе закреплена обязательность предоставления (по истечении трёхмесячного срока) правительственного отчёта о принятии подзаконных актов, сопровождающих принятие социально значимых законов. Свои заключения на законопроекты необходимо будет подкреплять результатами антикоррупционной экспертизы.
Согласно законопроекту, появятся также формы постоянного финансового контроля, контроля «в рамках бюджетного процесса» и принятия и исполнения ФЦП, будет установлен контроля за деятельностью представителей парламента в наблюдательных советах госкорпораций.
Внесён и механизм парламентского контроля, касающийся деятельности думских комитетов: теперь на их заседаниях представителей профильных ведомств будут заслушивать с участием аудиторов Счётной палаты.
В правительственные комиссии по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий войдут представители обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Конечно, законопроект ещё не до конца готов; он нуждается в существенной доработке. Необходимо, например, более чётко выделить предмет парламентского контроля, обусловленный законодательной деятельностью и охватывающий функционирование исполнительной власти. Важно дополнить законопроект положениями, регулирующими порядок взаимодействия субъектов парламентского контроля с иными органами государственной власти Российской Федерации. Законопроектом должны быть установлены основные принципы организации парламентского контроля в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях, которые бы учитывали особенности системы органов региональной и муниципальной власти. Также следует устранить некоторые терминологические недочёты».