20 июня состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности
20 июня под председательством председателя Комитета Сергея Гаврилова
Гаврилов
Сергей Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.
Первым вопросом повестки дня депутаты Комитета рассмотрели проект федерального закона № 359380–5 «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона „О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ (в части отчуждения недвижимого имущества, закрепленного за государственными и муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения).
Рассмотрение законопроекта на заседании Комитета носило, по существу, технический характер. Согласно решению Комитета, принятому в марте 2012 года, он был доработан с целью учета замечаний Комитета, Правительства РФ, ГПУ Президента РФ. При доработке законопроекта сохранилась его концепция — заключение государственными или муниципальными унитарными предприятиями договоров, предусматривающих отчуждение закрепленного за ними государственного или муниципального недвижимого имущества, возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов.
Однако в связи с тем, что в состав авторов прежней редакции законопроекта входят депутаты Государственной Думы пятого созыва, перевнесение законопроекта в новой редакции в соответствии с Регламентом Государственной Думы является невозможным. Поэтому, чтобы открыть дорогу к внесению новой редакции законопроекта, члены Комитета по вопросам собственности приняли решение рекомендовать Государственной Думы отклонить прежнюю версию, рассмотрев ее по «сокращенной процедуре».
В ходе обсуждения отмечалось, что в ближайшие дни в Государственную Думу будет внесен законопроект, учитывающий все замечания, который может быть рассмотрен Государственной Думой в сентябре 2012 года.
Вторым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели проект федерального закона № 88596–5 «О внесении изменения в статью 5521 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в части уточнения ограничения по занятию должности президента национального объединения саморегулируемых организаций)
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, в обязательном порядке создаются Национальные объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, осуществляющих строительство. К функциям Национальных объединений СРО относится, в частности, защита интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов, а также рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций соответствующих видов, а также жалоб иных лиц на действия (бездействие) самих СРО.
Согласно Градостроительному кодексу РФ, президент Национального объединения избирается на срок 2 года, при этом не допускается избрание на указанную должность одного и того же лица два срока подряд.
Законопроектом предусматривается установить, что одно и то же лицо не может быть избрано на должность президента национального объединения более чем на 2 срока подряд, то есть на 4 года.
В ходе обсуждения законопроекта депутаты Комитета поддержали концепцию законопроекта, поскольку она направлена на повышение эффективности деятельности Национальных объединений. Отмечалось, что действующее двухлетнее ограничение на пребывание одного лица на должности президента приводит к ситуации, когда руководитель, получивший квалифицированный опыт работы, вынужден покинуть свою должность даже в том случае, если за его кандидатуру готовы проголосовать более половины саморегулируемых организаций соответствующего вида, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
В целях унификации законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях Комитет по вопросам собственности полагает целесообразным при подготовке законопроекта ко второму чтению дополнить его внесением аналогичной правовой нормы в базовый Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», установив, что во всех сферах деятельности, где созданы национальные объединения СРО, одно и то же лицо вправе занимать должность президента такого объединения не более двух сроков или 4-х лет подряд.
Депутаты Комитета рекомендовали Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Третьим вопросом повестки дня депутаты рассмотрели проект федерального закона № 63363–6 «О внесении изменений Градостроительный кодекс Российской Федерации», по которому Комитет выступает в качестве соисполнителя.
Депутаты не поддержали позицию Сахалинской областной Думы о внесении изменений в статьи 55.6, 55.7, 55.8, 55.15 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части указания категории лиц, которые имеют право на инициирование арбитражного судопроизводства при обжаловании решений саморегулируемой организации и установление трехмесячного срока подачи искового заявления в суд.
По мнению субъекта законодательной инициативы, отсутствие законодательно установленного срока для подачи искового заявления в суд препятствует своевременному рассмотрению судебных дел и не способствует повышению эффективности защиты нарушенных прав и законных интересов членов саморегулируемых организаций строительной отрасли.
Можно лишь предположить, что мотивы предложения Сахалинской областной Думы определяются, прежде всего, тем, что ГрК РФ введены отличные от предусмотренных базовым федеральным законом «О саморегулируемых организаций» требования к наличию у некоммерческой организации, претендующей на статус СРО, специализированных органов, которые призваны реализовывать основные функции СРО, иная их компетенция, иной состав функций СРО, принципы и порядок принятия решений о дисциплинарном взыскании. Тем самым допускаются возможность произвола в осуществлении администрацией СРО дисциплинарного производства.
Между тем законопроект не решает указанных проблем.
Применительно к предложению ограничить срок исковой давности по определенной категории споров, не понятен, как смысл этого ограничения, так и предлагаемый срок в три месяца.
Поскольку эта категория связана с ограничением специальной правоспособности (речь идет об ограничении сроков исковой давности по решениям о приеме и исключении из саморегулируемой организации, членство в которой является обязательным условием осуществления деятельности), то должна быть хотя бы логическая корреляция с аналогичными нормами федерального закона «О лицензировании».
В части 8 статьи 14 данного закона, хотя и устанавливается право обжалования решений федерального органа исполнительной власти об отказе в выдаче лицензий, подобных ограничений срока исковой давности не содержится и действует общий порядок.
Предлагаемые изменения не защищают, а наоборот приведут к ухудшению прав члена саморегулируемой организации, особенно в случае принятия решения о прекращении действия выданного ему ранее свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (статья 55.8 ГрК РФ).
В частности, ограничение 3-мя месяцами искового срока может не позволить члену сформулировать вовремя доказательную базу для подачи искового заявления в арбитражный суд, поскольку речь идет, как правило, о защите интересов юридического лица.