«На федеральном уровне несомненно нужно продолжить работу по борьбе с коррупцией и другими злоупотреблениями в сфере государственных и муниципальных закупок, но систему таких закупок следует сделать более гибкой и простой для применения, – заявил председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев
Кидяев
Виктор Борисович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, комментируя принятие Госдумой в первом чтении законопроекта о ФКС.
В последние годы много говорят о том, что систему правового регулирования порядка закупок товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в России следует серьёзно реформировать. В процессе реализации Федерального закона № 94-ФЗ стало ясно, что проблему коррупции этот Федеральный закон в силу ряда заложенных в нём концептуальных недостатков полностью решить не может.
В связи с этим Правительство Российской Федерации представило в Государственную Думу законопроект о федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Этот базовый документ регулирует правовые основы формирования данной системы, уточняет принципы, этапы её функционирования, круг участников, способы закупок и условия их применения.
Для того, чтобы её функционирование было максимально открытым и прозрачным, предусматривается ряд норм.Устанавливается обязательность размещения на официальном интернет-сайте в режиме общего доступа информации о проведении процедур и планов закупок, а также результатов контрактов. Можно будет поэтапно отслеживать все действия заказчика. Вводится институт общественного контроля за государственными и муниципальными закупками. Таким образом, будет усиливаться ответственность в данной сфере и пресекаться нецелевые расходы средств бюджета заказчиками.
Появляется и институт контрактной службы заказчиков: подразделение, отвечающее за реализацию всего цикла закупок. Выбор исполнителя контракта будет осуществляться на основе открытого одноэтапного конкурса. Электронный аукцион сохранится только для закупок простых, типовых товаров.
Вводится обязательность нормирования в сфере закупок: устанавливаются требования к приобретаемым товарам (работам, услугам), достаточные для обеспечения деятельности заказчиков. Есть ещё ряд значимых новелл. Запрещается заключение контракта с единственным поставщиком в случае, если не состоялись торги. Появляется процедура изменения и расторжения контракта. Предусматривается аудит качества результатов исполнения контрактов. Утверждаются новые способы размещения заказа. Вводится планирование и прогнозирование объёма закупок.
Все предлагаемые новеллы в комплексе расширят возможности по осуществлению процедуры размещения государственного и муниципального заказа.
Прозрачность, профессионализм, ответственность – три кита, на которых должна стоять федеральная контрактная система. В законопроекте прописаны эти принципы. Ну, и, конечно, здоровая конкуренция – это неотъемлемое условие долговечности любого экономического механизма.Вместе с тем законопроект имеет ряд недостатков, которые непременно должны быть устранены ко второму чтению.
Во‑первых, он предполагает обязательность большого количества подзаконных актов, сроки принятия которых нигде не прописаны. Важно установить их в новой редакции законопроекта. А по возможности лучше закрепить часть норм, которые авторы предлагают закрепить в подзаконных актах, в самом же тексте законопроекта или синхронизировать вступление в силу этого законопроекта с принятием подавляющего числа подзаконных актов, конкретизирующих его положения.
Во‑вторых, отдельные положения законопроекта не согласуются с принципами организации местного самоуправления. Так, законопроект даёт региональным властям, уполномоченным на определение заказчиков, право исполнять функции аналогичных уполномоченных органов муниципальных образований на основании соответствующих соглашений между субъектами и муниципалитетами. Однако Конституция Российской Федерации этого не допускает. Поэтому мы предлагаем предусмотреть такое делегирование прав только между органами местного самоуправления разных типов муниципальных образований (поселений и муниципальных районов).
В‑третьих, многие важные нормы требуют конкретизации. Это замечание касается, например, порядка и механизма работы института общественного контроля – он должным образом не прописан в законопроекте. Тот же механизм нормирования должен быть рамочно регламентирован в актах Правительства России. Нужно детализировать нормы об ответственности заказчика за недостижение результата закупок, а также процедуру расторжения контракта. Требует уточнения и введение контрактной службы: правовое положение данного структурного подразделения нуждается в конкретизации, поскольку неясно, должно ли оно входить в состав какого‑либо органа власти либо организации или функционировать самостоятельно.
Кроме того, есть определённые пожелания, связанные с защитой прав и интересов органов местного самоуправления.
Необходимо предусмотреть, что аудит в сфере закупок для муниципальных нужд может осуществляться не только органами, уполномоченными на это федеральным законодательством, но и органами, которые получили данное право уставами муниципальных образований и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Ведь включение в структуру органов местного самоуправления муниципального образования контрольно-счётного органа не является обязательным. Финансовым контролем во многих небольших селах и посёлках занимаются структурные подразделения представительных органов муниципальных образований.
В законопроекте также целесообразно было бы увязать цели осуществления закупок для муниципальных нужд и мероприятия, предусмотренные программами развития муниципальных образований, муниципальными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования муниципалитетов.
В случае успешной доработки, принятия и реализации данного законопроекта будет достигнуто законодательное единство всего цикла государственных и муниципальных закупок, мы перейдём к системному, многоэтапному и более гибкому регулированию всех процессов в этой сфере».