Госдума приступила к работе над законом о парламентском контроле

Госдума приступила к работе над законопроектом «О парламентском контроле в Российской Федерации».

Проект был внесен группой депутатов — членов фракции «Единая Россия» и членами Совета Федерации Светланой Орловой, Сергеем Лисовским, Валерием Рязанским и официально принят к рассмотрению Советом Думы.

В законопроекте определены цели и принципы парламентского контроля.

К целям, в частности, отнесены обеспечение соблюдения Конституции, законодательства и нормативных актов, защита конституционных прав и свобод граждан, укрепление законности и правопорядка, противодействие коррупции, а также оценка действия законодательства, выявление причин его неэффективной реализации, выработка рекомендаций по более действенному его применению.

В числе принципов осуществления парламентского контроля обозначен принцип разделения властей, а также независимость, системность и гласность. Информация о парламентском контроле должна быть открыта для общества и СМИ.

Согласно законопроекту в единую систему парламентского контроля включены Совет Федерации и Госдума, их комитеты и комиссии, члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, законодательные собрания регионов, их комитеты и комиссии, отдельные депутаты, а также представительные органы муниципальных образований.

Перечислены формы парламентского контроля. К уже существующим, таким как, например, дача Госдумой согласия на назначение Председателя Правительства, рассмотрение вопроса о ежегодном отчете Правительства, проведение «правительственных часов» добавлены новые.

В частности, предложено усилить парламентский контроль в процессе принятия законопроектов. Так, в течение трех месяцев со дня принятия федеральных законов, предусматривающих принятие подзаконных актов, соответствующий орган исполнительной власти обязан будет направлять в Госдуму письменный отчет о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия указанных актов. Отчет будет рассматриваться на заседаниях профильных комитетов.

Особое внимание уделено антикоррупционной экспертизе, без проведения которой принятие федеральных законов, в соответствии с законопроектом, не допускается. Заключения и официальные отзывы Правительства на законопроекты, а также поправки к законопроектам должны содержать результаты антикоррупционной экспертизы. Порядок проведения такой экспертизы определит Правительство.

В качестве еще одной формы парламентского контроля предложено включать представителей Федерального Собрания в состав правительственных комиссий по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий.

Кроме того, законопроект предусматривает процедуру ежегодного отчета о своей деятельности депутатов и членов Совета Федерации, входящих в наблюдательные советы организаций, создаваемых на основании федеральных законов. К таким организациям, в частности, относятся Российская корпорация нанотехнологий, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная компания «Российские автомобильные дороги».

В соответствии с законопроектом результатами парламентского контроля могут быть: поручение комитету одной из палат парламента о разработке законопроекта; предложение государственным органам об изменении или отмене нормативных правовых актов; предложение госоргану или соответствующим должностным лицам об устранении нарушений действующего законодательства.

В пакете с проектом закона о парламентском контроле внесены два законопроекта, предусматривающие изменения в ряд действующих законом, в том числе в Федеральный конституционный закон о Правительстве.

Все три законопроекта включены в программу работы палаты на весеннюю сессию. Ответственным за их подготовку к рассмотрению Госдумой назначен Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, соисполнителем — Комитет по безопасности и противодействию коррупции.