Экономика России вот уже 7 лет растет весьма приличными темпами. Однако даже беглый анализ характеристик этого развития заставляет обратить внимание на наметившуюся в последнее время тенденцию: промышленный рост, в среднем, значительно отстает от общих показателей. В прошлом году он составил лишь 4% – даже ниже прогноза. Между тем, по экспертным оценкам, рост внутреннего спроса на промышленную продукцию (по разным видам) составляет 10–15% в год. Такой разрыв спроса и предложения, в свою очередь, ведет к росту цен на товары, импорт которых затруднён (например, стройматериалы), что служит одной из главных составляющих инфляции.
Почему эти факторы, сопровождаемые, к тому же, ростом доступности инвестиционных кредитов, не приводят к адекватному расширению производства? Одна из важных причин – ограничения, связанные с промышленной инфраструктурой. Они приводят к тому, что в России сегодня крайне сложно открыть новое предприятие.
Промышленный рост, начавшийся в 1999 году, носил преимущественно восстановительный характер, т. е. был связан с загрузкой оставшихся с советских времён промышленных мощностей. Новые предприятия, в большинстве своем, создаются не «с нуля», а на территории уже имевшихся старых заводов, и опираются на старую инфраструктуру. Иными словами, промышленный рост ограничен возможностями, заложенными в инфраструктуру, доставшуюся нам в наследство с советских времён.
Еще 2–3 года назад в большинстве регионов инвесторы легко находили простаивающие промышленные предприятия для оборудования на их территории новых цехов, и установки производственных линий с минимальными затратами. Теперь ситуация отличается: пригодных для использования площадок остается все меньше. Свободные промышленные мощности исчерпаны. В то же время задачу создания нового промышленного предприятия «с нуля», то есть на новой площадке, может решить далеко не каждый инвестор. В основном это под силу лишь тем, кто способен вынести ее на политический уровень, добиться соответствующих решений на уровне правительства. В противном случае бюрократические процедуры – землеотвод, получение необходимых экологических разрешений, согласований для подвода коммуникаций, подписание договоров на подключение к энергосистемам и газопроводам – может занять 2–3 года. Более того, вполне реальным представляется сценарий, при котором эти процедуры завершатся неудачно. Достаточно сказать, что согласно прогнозу Минпромэнерго, «вероятной является ситуация, что в 2007 году удастся реализовать менее 10% потенциальных присоединений» к электроэнергетической инфраструктуре. Что же касается газификации новых предприятий, то в этой сфере нет ни плана, ни свободных объёмов газа, нет даже задачи как таковой.
В итоге спрос растет, но экономика по причинам структурного характера не может откликнуться на него адекватным увеличением капиталовложений и производства. Именно этим положение промышленности принципиально отличается от ситуации в наиболее быстрорастущих секторах экономики – торговли, финансовых услуг, телекоммуникаций. Там большинство компаний опирается на новую инфраструктуру, созданную после 1991 года, не испытывают подобных ограничений и показывают высокие темпы роста.
Для решения данной проблемы требуется принципиально новый подход к инфраструктурной и промышленной политике. Ее нужно рассматривать не в виде набора пожеланий к экономическим субъектам, а в виде тщательного и глубоко анализа, позволяющего вести четкое прогнозирование. Иначе возникают ситуации, подобные той, которая наблюдается сейчас на цементном рынке: растущей экономике, как воздух нужны новые цементные заводы, но для них нет ни электроэнергии, ни газа.
1. Прежде всего, необходимо оценить имеющиеся в стране объемы промышленной инфраструктуры и выпускаемой продукции. Нужно оценить наличие «узких мест» и возможности их «расшивки».
2. Необходимо выработать прозрачную государственную политику по предоставлению доступа к электроэнергии и газу на внутреннем рынке, включающую в себя ясные условия подключения к сетям и увеличения потребления.
3. Необходимо рассмотреть вопрос о создании условий для введения крупнейшими инфраструктурными корпорациями («Газпром», РЖД, электроэнергетика) долгосрочных договоров поставок, содержащих в себе формулу расчета стоимости. Инвестор, создающий предприятие, должен иметь гарантии, что он получит необходимые ему ресурсы, причем по недискриминационной цене.
4. Необходимо стимулировать создание на базе старых советских предприятий, не сумевших вписаться в новые экономические реалии, промышленных парков, где смогут развивать новые производства стратегические инвесторы.
5. В каждом регионе должна быть создана система «одного окна» для промышленных инвесторов, предоставляющая, в частности, информацию:
— Где в регионе есть свободные промышленные площадки для размещения различных видов производств (с учётом требований по экологии и технической безопасности);
— Где и на каких условиях можно приобрести либо арендовать землю под крупное промышленное строительство;
— Об условиях поставок электроэнергии и газа;
— Об условиях доступа к услугам РЖД.
Крайне важно, чтобы достоверность этой информации была гарантирована таким образом, чтобы, опираясь на неё, финансовые институты могли выдавать инвестиционные кредиты под проекты. Сегодня получить подобное финансирование, не имея никаких гарантий поставок базовых продуктов (газа и электроэнергии), сроков землеотвода, выдачи разрешений, согласований и т. п., практически невозможно.
Таким образом, государство должно не просто предоставлять информацию, но и сопровождать инвестора от заявки до запуска производства, оказывая ему техническую и информационную поддержку в решении инфраструктурных вопросов. Это нормальная практика, которая полностью соответствует принципам рыночной экономики – ведь обязанность обеспечения общества инфраструктурой лежит на государстве, даже если и решается при участии частных компаний.
Наконец, помимо установления цивилизованных «правил игры», государство должно активизировать финансирование развития инфраструктуры. Особенно это касается секторов, которые не могут быть в обозримом будущем переданы под частный контроль. Такое финансирование сегодня – важнейшее условие «расшивки узких мест»; оно приведет к росту инвестиций, производства, а значит, будет не разгонять, а замедлять инфляцию.
Надо подчеркнуть, что устранение затронутых проблем требует серьезной, долговременной работы, опирающейся на международный опыт. Здесь недостаточно административных решений, преодоления чьей‑то пассивности либо сопротивления. Необходим комплекс экономических мер, увязывающих интересы государства, регионов, потребителей продукции, инвесторов и естественных монополий.
Решение всех перечисленных вопросов позволит ликвидировать существующие препятствия для развития промышленности и модернизации производственной базы и создаст предпосылки для перехода к качественно новому этапу роста отечественной экономики.