«Добрый день уважаемые коллеги!
Прежде всего хотел бы вас поблагодарить за согласие войти в Совет по культуре – первый специализированный Совет при Председателе, сформированный в Госдуме шестого созыва. Предлагая создать такой Совет, я исходил из целого ряда соображений.
Во‑первых, именно парламент – как представительный орган – может стать самой широкой площадкой для обсуждения и инициатором формирования новой культурной политики. Депутаты Государственной Думы, являясь членами разных партий и парламентских фракций, представляют интересы и взгляды различных общественных групп и слоев в наш, прямо скажем, непростой этап развития общества. И крайне ощущаются требования найти объединяющие ценности. Таковыми, я уверен, прежде всего должны стать ценности культуры.
Во‑вторых, я бы хотел, чтобы мы наконец перешли от констатации проблем, существующих в культуре, к поиску путей их решения. Наш Совет мог бы обеспечить прямой и предметный разговор между деятелями культуры и представителями органов власти. Заинтересованность в таком разговоре еще раз была подтверждена на заседании «круглого стола», который мы проводили в начале мая в музее-панораме «Бородинская битва». Многие из вас в нем участвовали и предложили ряд идей по формированию новой культурной политики. Я рассчитываю, что эти идеи найдут свое развитие и в работе Совета по культуре.
Третье. Вы знаете, любые дискуссии о культуре чаще всего завершаются выводом: необходимо дать больше денег, существенно увеличить финансирование. Между тем, решит ли это массу других вопросов, которые сегодня достаточно остро обозначены в сфере культуры? Это защита авторских прав, борьба с их незаконным использованием, засилье контрафактной и поддельной продукции, а также ряд других вопросов, которые напрямую не связаны с бюджетным финансированием.
В частности, на недавних парламентских слушаниях о развитии отечественного кинематографа говорилось о неразвитости этого рынка, о существующих проблемах и недостатках нашего кинопроката, о несовершенстве налоговой политики и многом-многом другом, что напрямую затрагивает законотворческую деятельность.
Между тем, это вопросы не только к Государственной Думе, но и к Министерству культуры. Полагаю, нам надо вводить практику ежегодных докладов о состоянии культуры, представляемых Министром как парламенту, так и всему обществу. Граждане имеют право знать, как развивается эта сфера, каким образом государство расставляет здесь приоритеты, как и насколько эффективно используются немалые бюджетные средства.
Четвёртое. В конце мая на пленарном заседании Госдумы я предложил сформировать национальную программу модернизации отечественной культуры. Считаю, что необходимость в этом вполне очевидна. При этом у нас нет современного закона о культуре, а его концептуальные рамки нуждаются как в широком общественном, так и в экспертном обсуждении.
Полагаю правильным уже с первых месяцев работы обновлённого состава Министерства культуры начать такое обсуждение проекта Программы модернизации культуры. Она может стать как базовой повесткой нашего взаимодействия, так и составной частью будущего закона о культуре. В качестве основы национальной программы необходимо положить системный подход и современные проектные технологии.
Наконец, пятое. Нельзя забывать, что культура – это не только наше прошлое, но и будущее. Восхищение русской литературой, классическим балетом связано с тем, что они всегда были и остаются современными. Однако культура не может жить «на проценты» от своих предшественников. А для этого она всегда должна быть актуальной и востребованной, в том числе – нашей молодёжью. От степени современности культуры зависит, будет ли она восприниматься молодыми зрителями, слушателями, читателями как часть повседневной жизни или же как нечто ненужное, отсталое и даже чуждое.
И наконец, труд всех, кто посвятил свою жизнь культуре должен быть престижным в обществе. Этот вопрос связан и с уровнем зарплаты, пенсий, с эффективностью нынешней системы премий и грантов. Но чем раньше мы начнем обсуждать такие вопросы, тем скорее будет достигнут результат.
Полагаю, что свою роль может и должна сыграть парламентская премия в области культуры. Обсуждение кандидатов на такую премию и принятие решения должно стать частью работы нашего Совета.
Уважаемые коллеги! Я пока не затрагиваю планы работы Совета. Хотел бы, чтобы они созрели в ходе обсуждения. Мы проанализируем предложения, которые прозвучат, и исходя из этого определим повестку работы Совета до конца года».