Законодательное обеспечение развития отечественного кинематографа стало темой парламентских слушаний, организованных Комитетом по культуре

29 мая Комитет по культуре провел парламентские слушания на тему: «О законодательном обеспечении развития отечественной кинематографии».

В дискуссии приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители министерства культуры, деятели кино. Вел слушания председатель Комитета Станислав Говорухин Говорухин Станислав Сергеевич Говорухин
Станислав Сергеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

Открывая слушания, Первый заместитель Председателя Госдумы Александр Жуков Жуков Александр Дмитриевич Жуков
Александр Дмитриевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что кино остается важнейшим из искусств. Государственная поддержка позволила сохранить отечественное кино. В этом году на поддержку кинематографа выделено более 5 млрд. рублей.

Заместитель председателя Комитета по культуре Владимир Бортко Бортко Владимир Владимирович Бортко
Владимир Владимирович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0216 (Центральный – г.Санкт-Петербург)
считает, что отечественным кинопроизводителям нужна не столько поддержка, сколько возможность заработать, причем не в процессе создания фильма, а за счет его проката.

В числе проблем, с которыми сталкиваются производители фильмов, В.Бортко назвал сложность получения банковской ссуды и высокую (15–16%) процентную ставку. «Даже если несмотря на все эти сложности фильм удастся снять, нет никакой гарантии, что кинотеатр эти деньги отдаст. Никто не знает, сколько зрителей приходит в кино и какое количество денег можно получить», — сказал он. Попытки ввести систему единого электронного билета, показывающую количество проданных билетов и их цену, по словам В.Бортко, пока не увенчались успехом.

Между тем, в 2011 году рынок кинематографа составил 1 млрд. 160 млн. долларов. «То есть наш рынок на четвертом месте в Европе, — констатировал В.Бортко. — При этом кинотеатры никак не отчитываются перед государством. Продаваемые билеты не являются финансовым отчетом. Кинотеатры не платят НДС, а это 18% того, что они получают. Учитывая, что в 2011 году 80% проката составляли американские фильмы, получается, что мы все дотируем Голливуд в размере 200 млн. долларов ежегодно. Неудивительно, что при такой системе кинопроизводители зарабатывают не на прокате, а в процессе создания фильмов, например, прокручивая выделенные на съемку деньги в банках».

В.Бортко предложил ввести уголовную ответственность за утаивание выручки от проката фильмов и создать единый, не зависимый от Министерства культуры орган управления киноотраслью.

Генеральный директор «Мосфильма», режиссер и продюсер Карен Шахназаров поддержавший идею создания единого независимого центра кинематографии, считает, что права на прокат фильмов, снятых при поддержке государства, должны быть у одной компании.

«Американцы выходят на наш рынок с пакетом. Компания предлагает 50–70 картин, что устраивает кинотеатры. Такой пакет «закрывает» весь год. Каждый из нас приходит с одной-двумя картинами. На рекламу необходимо не меньше одного миллиона долларов. Учитывая, что эти картины снимаются на государственные деньги, имеет смысл найти одну компанию с хорошей репутацией и передавать ей права проката. У такой компании появится возможность для маневра. Это позволит создать систему единого проката, не отрицая рыночных механизмов», — сказал он.

Генеральный директор Студии «ТРИТЭ Никиты Михалкова» Леонид Верещагин сформулировал стратегические задачи господдержки отрасли. Это повышение совокупных сборов, увеличение доли отечественного кино и сохранение культурной и идеологической идентификации.

Он поддержал идею создания единого центра кинематографии и единой прокатной компании, предложил усовершенствовать систему единого кинобилета, на законодательном уровне ввести ответственность за нарушение авторских прав в Интернете, а также выработать дорожную карту взаимодействия с крупнейшими телевизионными каналами.

Председатель РОО «КиноСоюз» Андрей Прошкин отметил, что отсутствие отечественного кинематографа никак не скажется на бизнесе кинопроката, поскольку прокат сегодня «не спаян с национальным производством», как, например во Франции, где с помощью специальных неналоговых сборов кинопрокат, электронные способы доставки (DVD и Интернет) и телевидение объединены в одну систему с национальным производством. Без создания подобной системы дальнейшее устойчивое существование национального кинематографа будет проблематично, уверен он.

А.Прошкин предложил также законодательно защитить интеллектуальную собственность в Интернете, ввести сбор с кинотеатрального билета и направлять его на продвижение отечественных фильмов в прокате. «В условиях, когда кино все больше превращается в аттракцион, российский кинематограф, предполагающий наличие хотя бы одной извилины, все больше вымывается с киноэкрана. Необходимо создать систему поддержки кинотеатров, показывающих культурно значимые фильмы. Это позволит также привлечь в кино взрослую часть аудитории», — сказал он.

Заметив что привычка смотреть национальные фильмы закладывается с детства, А.Прошкин указал на необходимость возрождать детский кинематограф.

Председатель Правления Союза кинематографистов Санкт-Петербурга Дмитрий Месхиев предложил для подготовки поправок в законодательство сформировать рабочую группу из депутатов, представителей Министерства культуры, Союза кинематографистов, экспертов кино, специалистов бизнеса, юристов. «Работу надо начинать с консалтингового исследования. Нужен проект, просчитанный на десять лет вперед», — сказал он и призвал в предстоящей работе отбросить личные и клановые интересы. «Кинематограф разбит на довольно большое количество кланов, которые в первую очередь отстаивают собственные интересы. Для бизнеса это нормально. Но если хотим решить проблемы индустрии в целом, мы должны о клановости забыть», — сказал Д.Месхиев.

Член Совета Федерации Алексей Пиманов предложил придумать новые технологии, которые позволят возвращать деньги, затраченные на производство фильмов. «Мы стоим на пороге революции. В ближайшее время выйдет так называемый Apple TV, продукт, который позволит каждому пользователю выбирать из недельного контента отдельные передачи и просматривать их в удобное время. Кино попадет под тот же самый пресс», — предупредил он.

Депутат Валерий Селезнев Селезнев Валерий Сергеевич Селезнев
Валерий Сергеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
предложил признать кино самостоятельной отраслью и подумать о введении института саморегулирования для профессионального кино, создать национальное объединение профессиональной кинематографии, которое будет вырабатывать нормы, стандарты, правила, кодекс этики.

Заведующий кафедрой режиссуры художественного фильма ВГИКа имени С.А. Герасимова Владимир Хотиненко предложил запустить программу молодежных дебютных фильмов, а режиссер Алексей Учитель — направлять на дебютное кино не менее одной трети госбюджета кинематографии.

Генеральный директор ООО «Амедия Продакшн» Александр Акопов, коснувшись проблемы пиратства, отметил, что законодательное установление ответственности интернет-провайдеров за содержание сайтов позволит российскому кинематографу ежегодно получать от 2 до 4 млрд. долларов. «Если у нас будет такой закон, мы сами остановим пиратские сайты», — сказал он.