29 мая Комитет по вопросам собственности и Комиссия Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации провели совместное заседание, посвященное рассмотрению законодательных аспектов расширения использования механизмов финансового оздоровления организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы, руководители Министерства промышленности и торговли РФ, других федеральных министерств и ведомств, представители государственных корпораций, крупнейших стратегических предприятий, банковского и экспертного сообщества.
Вел заседание председатель Комитета по вопросам собственности Сергей Гаврилов
Гаврилов
Сергей Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
, который выступил также с докладом по теме совместного заседания.
Сергей Гаврилов
Гаврилов
Сергей Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
подчеркнул, что «тема обсуждения крайне важна, потому что без наличия действующей системы финансового оздоровления стратегических предприятий нам не удастся сохранить производственную базу ОПК, не допустить закрытия предприятий и избежать распада их имущественных комплексов, а, следовательно, мы не сможем обеспечить решение поставленной Президентом РФ задачи наращивания потенциала стратегического сдерживания».
В своем докладе Сергей Гаврилов
Гаврилов
Сергей Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
отметил, что «за 20-летний период реформ системы управления всего ОПК и его инновационно-технологической компоненты можно констатировать, в частности, что эффективной системы институтов управления в этой сфере так и не создано». По его словам, «за последнее десятилетие система управления ОПК в России пересматривалась уже шесть раз, в результате чего уровень этого управления снизился до директора департамента Министерства промышленности и торговли. Лишь только в последние годы произошёл коренной перелом в отношении государства к своему ОПК».
Он сказал также: «Сейчас утверждены четвертая по счету Государственная программа вооружений на 2011–2020 годы и программа развития ОПК на 2011–2020 годы. Программа вооружений предусматривает ассигнования на приобретение оружия и военной техники за 10 лет для Вооруженных сил России в размере около 22 трлн. руб. На ближайшие три года запланирован постоянный рост военных расходов России. По данным Министерства финансов РФ, в 2011 году они вырастут на 19,1% и составят 1,521 трлн. руб., в 2012-м вырастут на 9,2% и составят 1,6 трлн. руб., а в 2013 году возрастут на 26,6% – до 2,1 трлн. рублей, а до 2020 года объем финансирования программы модернизации ОПК достигнет 3 трлн. рублей.
Вместе с тем, несмотря на массированные финансовые вливания в предприятия ОПК, результаты их модернизации на данный момент малоубедительны. Об этом недавно высказался Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев на совещании по вопросам развития ОПК в подмосковном Реутове: «За последние годы в модернизацию и развитие оборонно-промышленного комплекса вкладывались большие средства… Результаты же пока, на мой взгляд, невысокие. К сожалению, продолжается политика латания дыр, цели опережающего технологического перевооружения отрасли не достигнуты… Все это сказывается на качестве техники, поставляемой в наши Вооруженные силы и на экспорт. Деньги тратятся на модернизацию устаревшего, а НИОКР тянутся подчас не годы, а десятилетия».
Действительно многие предприятия российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) ещё не готовы к серийному производству высокотехнологичных систем вооружения и военной техники. По данным Военно-промышленной комиссии Правительства РФ, только порядка 40 % стратегических предприятий можно считать финансово благополучными, а 25% находятся в предбанкротном состояния».
Сергей Гаврилов
Гаврилов
Сергей Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
сообщил, что «на сегодняшний день в системе российского ОПК задействовано 1353 предприятия, расположенных в 64 регионах Российской Федерации, из них 947 имеют статус стратегических предприятий и организаций, на которые распространяются нормы параграфа 5 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающие специальный порядок банкротства. В настоящее время в отношении 44 предприятий возбуждены процедуры банкротства. По данным ФНС России, 170 стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса имеют признаки банкротства. Более того в отношении 150 стратегических предприятий и организаций налоговыми органами уже вынесены постановления о взыскании задолженности за счёт их имущества, которые направлены на исполнение судебным приставам».
«В целях создания условий для восстановления платежеспособности организаций ОПК, обеспечения сохранности и целевого назначения имущества, входящего в единый производственно-технологический комплекс предприятия, Правительством Российской Федерации разработан, а Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 497144–5 „О внесении изменений в федеральные законы „О несостоятельности (банкротстве)“ и „Об исполнительном производстве“ в части совершенствования процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций“, — заявил председатель Комитета по вопросам собственности.
В своем докладе он разъяснил также основные положения и предложения по доработке ко второму чтению проекта федерального закона № 497144–5 «О внесении изменений в федеральные законы „О несостоятельности (банкротстве)“ и „Об исполнительном производстве“ в части совершенствования процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций»:
«Законопроект распространяется на стратегически важные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
К ним относятся ФГУПы, акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, в собственности государственных корпораций «Росатом» либо «Ростехнологии», в собственности созданных этими государственными корпорациями организаций. Основной признак отнесения: предприятия осуществляют производство продукции, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.
Законопроектом вводится ключевое понятие: единый производственно-технологический комплекс (ЕПТК) должника. Перечень видов имущества, входящего в ЕПТК, устанавливается отраслевым федеральным органом исполнительной власти.
Ко второму чтению необходимо указать критерии отнесения имущества к ЕПТК, чтобы, к примеру, в его состав входила производственная линия, а не автомобиль директора.
Производство по делу о банкротстве стратегической организации может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику составляют не менее чем 5 миллионов рублей, а соответствующие обязательства не исполнены в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. По общим нормам Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», дело о банкротстве может быть возбуждено, если просроченная задолженность превышает 100 000 рублей и срок просрочки превышает 3 месяца.
Законопроектом установлено участие в деле о банкротстве стратегической организации отраслевого федерального органа исполнительной власти и (или) государственной корпорации, которые утверждают заключение на план внешнего управления должником.
Законопроект предусматривает возможность выкупа Российской Федерацией имущественного комплекса стратегической организации-должника по определенной независимым оценщиком рыночной стоимости. При этом денежные средства, выплаченные Российской Федерацией при выкупе имущества должника, включаются в состав его имущества, становясь частью конкурсной массы, и идут кредиторам.
В этой связи, целесообразно ввести механизм обжалования отчета об оценке имущества, не входящего в состав ЕПТК, то есть потенциально входящего в конкурсную массу, в случае конкурсного производства, а также усилить в ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и «О саморегулируемых организациях» материальную ответственность оценщика, СРО, в состав которой он входит, национального объединения СРО оценщиков за нанесенный ущерб кредиторам и должнику, в случае нарушений оценщиком стандартов оценки.
К кандидатурам арбитражных управляющих стратегическими организациями устанавливаются дополнительные требования:
— проведение не менее трех процедур банкротства, причем, как минимум, одна из них завершилась в связи с восстановлением платежеспособности должника, удовлетворением требований всех кредиторов или в связи с заключением мирового соглашения.
Данное условие представляется избыточным, поскольку успешность банкротства зависит далеко не только от профессионализма управляющего, но и от финансового состояния должника. В наших реальных условиях можно просто не найти и десятка арбитражных управляющих, отвечающих вышеуказанному требованию.
— отсутствие в течение последних трех лет фактов привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере несостоятельности (банкротстве);
— отсутствие неснятой или непогашенной судимости;
— наличие высшего юридического, экономического или высшего образования по профилю деятельности должника;
— наличие стажа работы в стратегических организациях не менее 5 лет, в том числе не менее года на руководящих должностях.
Эти требования к управляющим не вызывают никаких сомнений. Более того в отношении организаций ОПК необходимо добавить дополнительное требование о наличии допуска к государственной тайне.
При осуществлении внешнего управления, перепрофилирование или закрытие производств, предназначенных для осуществления деятельности по государственному оборонному заказу, а также продажа имущества, входящего в состав ЕПТК, не допускается. Максимальный срок внешнего управления предлагается установить в 1,5 года с возможным продлением до 5 лет по решению арбитражного суда, принятого на основании ходатайства отраслевого федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации, собрания кредиторов. Следует учесть, что решение о продлении внешнего управления может принято вопреки отрицательному решению собрания кредиторов, при наличии ходатайства федерального органа власти.
Аналогичная норма предлагается в отношении введения финансового оздоровления, которая также может быть начата вопреки решению кредиторов.
Принципиально, оба эти положения являются правильными, поскольку отражают концептуальный подход о приоритетности публичных интересов общества, государства в поддержании обороноспособности страны, для чего необходимо производственная деятельность стратегического предприятия.
При доработке законопроекта ко второму чтению нужно провести анализ с участием экспертов по поводу введения каких‑либо дополнительных критериев при решении судом вопроса о продлении внешнего управления до 5 лет и введения финансового оздоровления вопреки решению собрания кредиторов, так как на этот срок замораживаются банковские кредиты. Излишне жесткий по отношению к кредиторам подход в данном вопросе может повлечь за собой ухудшение условий кредитования предприятий ОПК либо отказ банков от такого кредитования.
Возможно, целесообразно увязать решение суда о продлении внешнего управления или введение финансового оздоровления вопреки решению собрания кредиторов с наличием государственной гарантии по кредитам и (или) утверждением судом графика погашения задолженности кредиторов.
Также следует сократить срок наблюдения с 7 месяцев до 2 – 3 месяцев, так как целью наблюдения является проверка финансового состояния предприятия и созыв первого собрания кредиторов. Недопустимо оставлять предприятие более чем на полгода в «зависшем» состоянии: это может еще более ухудшить его финансовое состояние.
В соответствии с законопроектом, стратегическая организация может быть признана банкротом и в отношении нее может быть введено конкурсное производство только в случае превышения размера требований кредиторов над рыночной стоимостью имущества, не входящего в ЕПТК. Решение о признании такой организации банкротом принимается собранием кредиторов большинством в три четверти от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Данное положение закона имеет исключительно важное значение и должно быть полностью поддержано, так как оно позволяет избежать конкурсного производства предприятия, сохранить его производственную деятельность.
По нашему мнению, необходимо внести в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» поправки о том, что если в отношении стратегической организации вступило в силу решение суда о взыскании задолженности, то вместо стандартных процедур исполнительного производства немедленно возбуждается дело о банкротстве. В противном случае, применение процедур исполнительного производства приведет к негативным последствиям, в частности, к продаже по частям имущества, входящего в ЕПТК, в то время как банкротство по специальному порядку не позволит это сделать ни при каких обстоятельствах.
В качестве одной из мер, принимаемых Правительством Российской Федерации для предотвращения банкротства стратегической организации, в законопроекте предусмотрено осуществление дополнительных взносов в уставной капитал такой организации в целях погашения кредиторской задолженности. Однако при этом отсутствуют какие‑либо гарантии того, что указанный взнос будет использован целевым образом: на погашение кредиторской задолженности, а не на иные цели. Кроме того, в законопроекте отсутствует механизм увеличения доли государства в случае дополнительного взноса в уставной капитал и не определена форма такого взноса – только денежные средства или имущество. Необходимо учесть случаи, когда в собственности Российской Федерации уже находится 100% акций открытого акционерного общества.
Необходимо также дополнить законопроект правовой нормой о ничтожности сделок с входящим в ЕПТК имуществом стратегической организации, которые совершены с нарушением положений настоящего Федерального закона, в частности, в случае, если покупателем допущено перепрофилирование указанного имущества.
В целом, доработка законопроекта должна сделать его более сбалансированным с точки зрения учета интересов государства, самого стратегического предприятия и кредиторов при сохранении концепции законопроекта – сохранение производства в ходе любых процедур банкротства».
В решении совместного заседания предлагается ускорить подготовку ко второму чтению проекта федерального закона № 497144–5 «О внесении изменений в федеральные законы „О несостоятельности (банкротстве)“ и „Об исполнительном производстве“ в части совершенствования процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций».