30 мая Председатель Государственной Думы, председатель Попечительского совета Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации С.Е. Нарышкин выступил на первом Евразийском антикоррупционном форуме

30 мая Председатель Государственной Думы, председатель Попечительского совета Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации С.Е. Нарышкин выступил на первом Евразийском антикоррупционном форуме
30 мая Председатель Государственной Думы, председатель Попечительского совета Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации С.Е. Нарышкин выступил на первом Евразийском антикоррупционном форуме

Уважаемые участники форума!

Нам предстоит обсудить проблему, являющую собой один из серьезнейших вызовов человеческому развитию. Почему я именно так говорю, потому что коррупция не только подвергает риску суверенитет и безопасность государства – она подрывает сами устои человеческой цивилизации. Нарушает нормальное развитие всех сфер жизни людей. Снижает их нравственность и материальное благосостояние. Усугубляет и один из самых опасных как для нормальной человеческой жизни, так и для ведения бизнеса кризисов – кризис доверия. Общество, не разъеденное взаимной подозрительностью – способно много эффективнее находить ответы на общие вызовы. И, вполне возможно, что борьба за нравственность и избавление от правого нигилизма – едва ли не самая главная линия в борьбе с коррупцией. Чтобы коррупционный поступок был признан противоправным – достаточно внести изменения в закон. Но чтобы он повсеместно осуждался и признавался в обществе глубоко аморальным – нужно сделать много больше. Вопрос – что? И это – первый вопрос, который я хотел бы поставить перед участниками нынешней конференции.

Второе. Безусловно, общество должно иметь возможность защититься от этого зла и действенными правовыми инструментами. И в нашей стране для этого уже многое сделано. Есть Национальный план противодействия коррупции, который не так давно был актуализирован в расчёте на два ближайших года. При Президенте России был создан Совет по противодействию коррупции. Ратифицированы Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, ряд других международно-правовых актов.

Мы последовательно выстраиваем комплексную законодательную базу, отвечающую как международным стандартам, так и нашим, российским реалиям. Речь идёт не только о базовом Федеральном законе «О противодействии коррупции», но и об уже произошедшей серьёзной переработке норм административного, уголовного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей законодательства.

Несколько слов о том, что находится в сегодняшнем «законопроектном портфеле» Госдумы в части противодействия коррупции.

Считаю, что одна из принципиальных задач – свести к минимуму избыточные контакты с чиновниками со стороны граждан и юридических лиц при получении стандартных госуслуг. Для этого должны не только внедряться информационные технологии, но и меняться сами законы. Так, уже принят в первом чтении внесённый Правительством законопроект, стимулирующий переход к предоставлению муниципальных и госуслуг по принципу «одного окна». Предстоит внести изменения в более чем два десятка законов, регулирующих отношения в таких сферах, как образование и наука, здравоохранение и соцзащита населения, занятость и предпринимательство.

В Госдуме идёт работа и над законодательными инициативами, предусматривающими контроль за соответствием расходов и доходов государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, работающих в госсекторе экономики.

Разумеется, на этом останавливаться мы не будем. Нужны и будут приниматься и другие решения. При этом мы отчетливо понимаем, что только совершенствовать законодательство – мало. Надо усиливать и контроль за его применением. Отмечу, что правоприменение – остаётся пока одним из слабых мест в антикоррупционной работе.

Кроме того, в нынешних условиях будет возрастать роль парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти. В арсенале парламента есть такие мощные инструменты, как парламентские расследования, депутатские и парламентские запросы, заслушивание ежегодных отчётов Правительства и отдельных министров в рамках «правительственных часов». Это – серьёзные возможности для реального влияния и на качество работы исполнительной власти, и на состояние борьбы с коррупцией. И мы будем активно пользоваться такими полномочиями, прорабатываем сейчас меры по их усилению.

Вместе с тем, коррупция не является исключительно российской проблемой. Она не признаёт государственных границ, а причины и условия, её порождающие, во многом схожи. Они присутствуют практически во всех странах.

Поэтому меры, предпринимаемые на национальном уровне – должны сочетаться с консолидированными действиями в международном масштабе. Прежде всего – с легализацией средств, имеющих криминальное происхождение. Только так мы не позволим преступным капиталам свободно перетекать из одной страны в другую.

Если говорить непосредственно о евразийском регионе, то здесь на очереди – стоит вопрос о формировании единого пространства борьбы с преступностью, в том числе – с коррупцией. А в перспективе – необходимо строить общее правовое пространство евразийских государств.

Отмечу, что большая роль в развитии регионального антикоррупционного сотрудничества будет и должна принадлежать парламентариям.

Прямые контакты законодателей, их взаимодействие в евразийских межпарламентских институтах (в числе которых в перспективе может появиться и Евразийский парламент) – позволят не только обобщать накопленный опыт, но и согласованно двигаться дальше.

В этой связи считаю своевременной идею проведения и этого первого Евразийского антикоррупционного форума. Хочу поблагодарить за эту инициативу Институт законодательства и сравнительного правоведения, выполняющий функции Междисциплинарного центра научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции.

Уважаемые коллеги!

Завершая своё выступление, отмечу, что партнёрам по евразийской интеграции необходимы синхронизированные планы действий по многим направлениям. В том числе, «дорожные карты» – в экономике и социальной сфере, в политике и гуманитарном измерении. И что просто обязательно – в области безопасности.

Надеюсь, что наш первый антикоррупционный Евразийский форум – станет важным шагом на пути к укреплению национальных правовых систем и защите интересов наших граждан.

Благодарю вас за внимание.