23 мая Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин выступил на пленарном заседании

Уважаемые коллеги!

До конца весенней сессии – осталось немногим более десяти пленарных заседаний, и все они обещают быть насыщенными. Поэтому я воспользовался правом Председателя на выступление и хотел бы обратить ваше внимание на те направления законотворческой деятельности, которые могут стать объединяющими не только для нас – представителей разных думских фракций, но и для всего общества.

Почему я сегодня говорю сейчас об объединяющих ценностях? К этому меня подтолкнул ход дискуссии, что и как говорили депутаты в этом зале разных фракций при обсуждении Заявления по событиям 6 мая и при обсуждении, которое состоялось вчера – по проекту закона о повышении ответственности за правонарушения при организации и проведении массовых мероприятий.

Эти дебаты показали, насколько еще в нас сильна инерция к крайним формам несогласия с другим, отличающимся мнением, с другой точкой зрения. Кроме того, обсуждение показало еще одну очень слабую сторону в диалоге власти и общества. А именно: чтобы быть услышанными – надо для начала иметь неоспоримую общую платформу. Платформу фундаментальных ценностей – на которую могли бы опереться в случае конфликтных ситуаций не только различные политические партии и политические силы, но и многочисленные социальные группы, представленные в современном российском обществе.

Сразу подчеркну – я имею в виду не какой‑то новый «общественный договор». Я говорю о праве и политической культуре. Ведь в условиях роста митинговой активности и недостатка у нас соответствующих социокультурных и правовых традиций – любой, даже самый хороший «общественный договор» станет простой декларацией. А эскалация митинговой активности – не даст конструктивного, устраивающего все наше общество, исхода.

Давайте зададим себе вопрос: можно ли вообще создать прочную демократию в отсутствие зрелой правовой культуры и «привычки» к цивилизованному политическому диалогу? Ответ, думаю, очевиден. Если не заниматься этим целенаправленно – мы будем все чаще натыкаться на «стену» взаимного социального непонимания. В этой связи полагаю приоритетным для всех ветвей власти – поднимать уровень культуры в нашем обществе, частью которой является и культура политическая. Подчеркну: это – наша общая задача – очень сложная, но давно назревшая.

Что для этого надо делать? Прежде всего – последовательно модернизировать сферы образования и культуры, создать для них адекватную и современную правовую базу.

Вы знаете, что модернизация образования идет в стране не первый год. При этом системная модернизация сферы культуры – по сути, не началась. Да, приняты отдельные и важные решения по поддержке национального и современного искусства. Созданы экспериментальные творческие площадки в ряде регионов России. Однако уже наработанный проект Закона о культуре продолжает вызывать вопросы, он не проходил официальную процедуру широкого общественного обсуждения, что я считаю в данном случае необходимым.

Конечно, модернизировать ту или иную отрасль посредством одних законодательных решений – невозможно. Но обсуждение всем обществом фундаментального для сферы культуры закона – могло бы привести к реальному обновлению государственной культурной политики, отвечающей требованиям и времени, и запросам наших граждан.

Напомню, что основы законодательства о культуре были приняты в 1992 году. То есть – до принятия Конституции Российской Федерации, в совершенно иных социально-экономических и политических условиях, чем тем, которые мы видим сегодня.

Причем, за истекшие 20 лет в России произошла смена поколений, и, говоря прямо – существенно изменилось мировоззрение людей. В мире – поменялись подходы к культуре, к ее роли в процессах развития. В документах и ООН, и ЮНЕСКО культура признана фактором не только духовного, но и экономического роста.

Произошли кардинальные сдвиги в самом облике культуры, в ее экономической базе. Потому наша с вами задача – создать такой новый правовой фундамент, который позволит проводить в России не просто современную культурную политику, но политику – интегрированную в самые перспективные глобальные модели.

Напомню также, что, одним из первых решений Президента России Владимира Путина было поручение Правительству уже в июле внести в Государственную Думу проект закона «Об образовании». Считаю, что работу над ним мы должны провести уже в начале осенней сессии. И при этом, не откладывая, – должны продумать четкий план действий и в отношении проекта закона о культуре. Здесь нам потребуется сделать гораздо больше – включая качественное экспертное сопровождение, учет всего спектра профессиональных и общественных оценок. Это – первая из необходимых задач. Здесь, я надеюсь, нам поможет и создаваемый Совет по культуре при Председателе Государственной Думы.

Второе. Нам придётся внимательно проанализировать состояние законодательства в тех секторах экономики, которые наиболее связаны с культурой, к примеру: туризм, культурные проекты в сфере современных информационно-коммуникационных технологий, теле- и радиоиндустрии, ряде других отраслей. Во многих зарубежных странах они дают серьезный прирост объема экономики. Это, считаю, один из магистральных путей к подъему и нашей отечественной культуры.

Третье. Отдельное внимание нужно уделить учебным заведениям в сфере культуры, их модернизации и поощрению выбора в ходе обучения не только классических, но и новых форм искусства. Без этого развивать культуру просто невозможно.

Четвертое. Я хотел бы попросить вас подумать вот над каким вопросом. Считаю целесообразным обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением уже в этом году обсудить возможные параметры стратегической национальной программы под названием: «Модернизация культуры». А в следующем году – начать ее выполнение. Она должна быть новаторской по своим решениям и гибкой в выборе форм и приоритетов государственной поддержки. По способу реализации – похожей на приоритетный национальный проект, но более системной и многофакторной по своему охвату. Как эти требования совместить и сколько лет необходимо на ее выполнение – три, пять или больше – это все вопросы для обсуждения с Правительством Российской Федерации. Но начинать такой разговор – надо уже сегодня.

Опыт работы с национальными проектами у нас есть, с отраслевыми программами – тоже. Однако, повторю – это должна быть не традиционная ФЦП, а в полном смысле общенациональная программа, в которой задействовано все наше общество.

Здесь Государственная Дума должна взять на себя качественное правовое обеспечение, где продуманы все направления – от доступности культурных ценностей в самой далекой «глубинке» до эффективной поддержки меценатов и всех тех, кто готов участвовать в создании новой экономической базы российской культуры.

Прошу все фракции поддержать такую инициативу. И добавлю, что реализация назревшей Программы по модернизации культуры – позволит нам избежать того, что выдающийся философ и гуманист Дмитрий Сергеевич Лихачев называл «остановкой в культурной жизни». Остановкой – неизбежно ведущей страну к «упадку» и переходу ее в разряд «третьестепенных цивилизаций».

Уважаемые коллеги!

Завтра – День славянской письменности и культуры. В самом названии этого праздника культура и язык, культура и слово – связаны воедино. Давайте и мы не будем забывать это, мы – парламентарии, которые буквально каждый день вступают в дискуссию друг с другом.

Наконец, хотел бы поделиться с вами коротким наблюдением. Десять дней назад, когда я проводил заседание Организационного комитета по созданию Российского исторического общества, один из ведущих ученых-историков, очень авторитетный человек сказал, что знание уроков отечественной истории – это еще и путь к примирению в сегодняшнем российском обществе.

Полагаю, что в этом примирении свою роль должно сыграть и знание гражданами фундаментальных ценностей отечественной культуры. Ведь взаимоуважение и сотрудничество множества национальных культур на протяжении нескольких веков – всегда были опорой государства и нашим бесспорным историческим преимуществом. И они должны служить поиску гражданского согласия в нашем современном российском обществе.

Это путь к росту нашей самостоятельности, основанной не на отторжении иных ценностей, не на конфликте, а на признанной во всем мире цивилизационной традиции.

Путь, согласитесь – не самый плохой.

Благодарю вас за внимание.