26 апреля Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству провел «круглый стол» на тему: «Федеральная контрактная система – важнейший инструмент стратегии инновационного развития Российской Федерации»

26 апреля в Комитете по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству состоялся «круглый стол» на тему: «Федеральная контрактная система – важнейший инструмент стратегии инновационного развития Российской Федерации».

В работе «круглого стола» приняли участие депутаты Госдумы, представители федеральных министерств и ведомств, высших учебных заведений, деловых кругов.

Участники «круглого стола» обсудили проект федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», который был внесен в Правительство Российской Федерации Министерством экономического развития Российской Федерации.

Председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский Руденский Игорь Николаевич Руденский
Игорь Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 146 (Пензенский – Пензенская область)
заявил, открывая заседание «круглого стола»:

«Государственный спрос является мощным инструментом регулирования экономики и оказывает решающее влияние на ее динамику, структуру, повышение эффективности системы государственных закупок в направлении формирования современной федеральной контрактной системы.

В условиях смешанной экономики государство выступает в качестве крупнейшего заказчика и потребителя продукции и услуг целого ряда отраслей.

Особо хочу отметить, что государственный заказ выполняет в развитых экономиках и эффективную инновационную функцию, которая заключается в формировании экономических предпосылок для создания принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции, товаров, работ, услуг.

По оценкам Минэкономразвития России, закупки для нужд государства – это 6 триллионов рублей ежегодно, которые из бюджета напрямую направляются в российскую экономику.

Объем закупок государственных компаний и естественных монополий еще выше, около 7 триллионов рублей.

В итоге можно говорить о 13 триллионах рублей ресурса спроса, который должен подталкивать нашу экономику к диверсификации.

Так, предложение Правительства закупать автомобильную технику за счет бюджетов всех уровней только произведенную на территории России, Казахстана и Белоруссии – это начало применения эффективного инструмента госзакупок для развития экономики.

Как показывает мировой опыт, в странах с развитой рыночной экономикой федеральная контрактная система наряду с федеральным бюджетом и налоговой системой выступает важнейшим механизмом государственного регулирования развития экономики, науки и техники, обеспечения высоких темпов экономического роста.

Именно федеральная контрактная система в широком понимании может стать эффективным инструментом повышения конкурентоспособности национальной экономики».

В своем выступлении заместитель Председателя Правления компании «СИБУР» Кирилл Шамалов обратил внимание на то, что государство тратит существенные бюджетные средства на строительство и ремонт автомобильных дорог, однако это не всегда приводит к улучшению их качества. Одна из причин, по мнению выступавших на круглом столе, заключается в отсутствии достаточных экономических стимулов для использования высокотехнологичных и инновационных дорожных материалов, которые гарантируют качество дорожного полотна минимум на 8–12 лет эксплуатации.

При этом рассматриваемый проект федерального закона «О федеральной контрактной системе» не учитывает каких‑либо особенностей регулирования закупок в сфере строительства автомобильных дорог.

«Главное в госзакупках — не вопрос цены, а вопрос качества производимых работ и гарантий, — считает депутат Государственной Думы Илья Пономарев. — Возьмем для примера два соседствующих региона — Кемеровскую и Новосибирскую области. В одной области дороги содержат в отличном состоянии, а в другой — сплошные ухабы. Конкурс на строительство автотрасс был для всех одинаковый, условия тоже, соответственно, подрядчики должны быть идентичны друг другу. Но что в результате? На лицо сговор и воровство в одном регионе и полный порядок в другом».

По мнению Ильи Пономарева, заказчик обязан прописать в договоре гарантийные сроки: подрядчик не только строит дорогу, но и ремонтирует за свой счет. Выгоднее выполнить работы качественно, иначе при должном контроле в случае плохой работы подрядчику придется переделывать все за свой счет. Это существенно сократит его доходы, возможно, выполнение заказа станет и вовсе убыточным.

«Кроме того, ответственность должен нести не только подрядчик, но и человек, проводящий госзакупку, — продолжает Илья Пономарев. — Именно он должен следить за тем, чтобы его заказ выполнялся качественно. Он должен также, как и подрядчик, нести ответственность за результат».

По мнению Кирилла Шамалова, исправить ситуацию может ряд поправок к законопроекту «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг».

В первую очередь, система госзаказа должна предусматривать, что при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог могут целесообразно заключать комплексные контракты на срок до 20 лет. В «контрактах жизненного цикла» должны быть прописаны обязанности подрядчика не только по строительству, но и по содержанию дорожного объекта, а также его передаче в надлежащем состоянии заказчику по окончании срока исполнения контракта. Это позволит повысить экономическую заинтересованность подрядчиков в обеспечении долгосрочного качества возводимых ими дорожных объектов.

Во‑вторых, при размещении заказа на исполнение дорожно-строительных работ одним из решающих критериев должна стать квалификация участников процедур закупок.

Заместитель Председателя Комитета по транспорту Сергей Тен также подчеркнул в своем выступлении, что для строительной отрасли особое значение имеет отбор участников торгов.

«Необходимо поддержать предусмотренную в проекте закона (Статья 30.) норму, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации вправе устанавливать в отношении отдельных видов закупок дополнительные единые требования к участникам процедур закупок, в том числе: наличие необходимой профессиональной и технической квалификации, финансовых ресурсов, оборудования, управленческой компетентности, опыта и деловой репутации, трудовых ресурсов» — пояснил депутат Госдумы.

В‑третьих, по словам Кирилла Шамалова? необходимо более интенсивно внедрять такой критерий оценки заявок на конкурсе как стоимость последующего содержания дорог. Это должно обеспечить более ответственное отношение подрядчиков к качеству строительства и применению инновационных материалов и технологий.

«Законодательное закрепление таких норм вместе с актуализацией нормативно-технических актов в сфере дорожного строительства создадут комплексную систему, стимулирующую использование инновационных и высокотехнологичных материалов в дорожном строительстве через повышение ответственности каждого отдельного подрядчика за конечный результат, — пояснил Кирилл Шамалов. — Это будет способствовать общему улучшению качества автомобильных дорог страны и даст ряд других положительных для общества эффектов в виде более рационального и экономного расходования бюджетных средств, развития транспортной инфраструктуры».

Председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский заверил, что пока законопроект официально не внесен в Госдуму рабочая группа будет принимать, изучать, обобщать любые предложения, касающиеся тематики федеральной контрактной системы.