26 апреля депутаты Комитета по обороне обсудили проект федерального закона "О государственном оборонном заказе"

26 апреля в Государственной Думе состоялось обсуждение законопроекта «О государственном оборонном заказе» в рамках расширенного заседания Комитета по обороне.

В ходе заседания Комитет по обороне утвердил заключение на законопроект «О государственном оборонном заказе» и рекомендовал принять его в первом чтении.

Среди участников: депутаты Государственной Думы, представители Минобороны, Минфина, Минпромторга, Счетной палаты, Главной военной прокуратуры, государственных корпораций, оборонных предприятий и другие представители заинтересованных государственных органов.

Председатель Комитета по обороне Владимир Комоедов Комоедов Владимир Петрович Комоедов
Владимир Петрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
отметил: «Сегодня руководством страны поставлена масштабная задача — обеспечить производство современного вооружения, доля которого в Вооруженных Силах к 2015 году должна составить не менее 30%, а к 2020 году — не менее 70%. Вместе с тем, цели опережающего технологического перевооружения отрасли не достигнуты, меры, принимаемые по снижению себестоимости продукции, показали низкую эффективность, отсутствует четкость и эффективность регулирования, формирования, размещения и контроля государственного оборонного заказа. Более того, не достигнут эффективный уровень координации действий соответствующих государственных структур, дисциплина и ответственность, что создает прямую угрозу обеспечению необходимых темпов и объемов модернизации Вооруженных Сил. Поэтому сейчас необходимо концентрировать усилия по вопросам выработки государственной политики, нормативно-правового регулирования и управления оборонно-промышленным комплексом.

Практика применения существующей нормативной правовой базы в сфере ГОЗ позволяет выявлять особенности рынка продукции оборонного назначения, которые не учтены действующим законодательством. К основным проблемным вопросам можно отнести такие проблемы, как: большинство нормативных актов в сфере ГОЗ имеет ведомственный или рекомендательный характер, за нарушение порядка, установленного этими актами, ответственность не предусмотрена; не урегулирован прядок отношений между головными исполнителями (исполнителями) и соисполнителями; отсутствует возможность и обязанность государственного заказчика осуществлять текущий контроль и оценивать фактические затраты на производство продукции военного назначения; отсутствует детальная регламентация ведения раздельного учета затрат (материальных, трудовых и иных ресурсов) и ответственность за нарушение данного учета; не установлена обязанность по учету понесенных материальных и трудовых затрат, и осуществления их использования в соответствии с принятыми нормами и нормативами; не регламентирован порядок определения стоимостных показателей государственного оборонного заказа на этапе формирования ГОЗ (планирование расходов на закупки и ремонт ВВСТ не связано с анализом этапа их эксплуатации); остаются непрозрачными процедуры принятия решений о выборе номенклатуры закупаемой продукции. Целесообразно предусмотреть детальную регламентацию порядка ведения раздельного учета затрат при выполнении государственных контрактов.

Детальная регламентация порядка и правил учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, обеспечивающая получение оперативной и достоверной информации о затратах, является важнейшим условием эффективности использования средств.

Целью изменений является установление общеобязательных правил отражения всех хозяйственных и производственных операций для сплошного, непрерывного и документального учета фактических затрат и контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Представляется, что реализация предложений позволит снизить неэффективные расходы федерального бюджета, повысить заинтересованность предприятий в повышении эффективности производства, создать условия для формирования цивилизованных отношений между участниками кооперации — исполнителями государственного оборонного заказ».

Комментарий первого заместителя председателя Комитета по обороне Сергея Жигарева Жигарев Сергей Александрович Жигарев
Сергей Александрович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0127 (Щелковский – Московская область)
: «К сожалению, он пока еще не конкретизирует и не формирует четкое единое правовое поле осуществления государственного оборонного заказа в интересах обеспечения обороны страны», — констатировал депутат. В частности, в тексте проекта много ссылок на подзаконные акты. При этом комитет не имеет права выносить проект закона на рассмотрение во втором чтении без предоставления правительством России соответствующих проектов указов и постановлений, на которые есть ссылка в законопроекте».

Комментируя положения законопроекта, Сергей Жигарев Жигарев Сергей Александрович Жигарев
Сергей Александрович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0127 (Щелковский – Московская область)
подчеркнул, что после вступления в силу закон четко определит правила взаимодействия заказчика и исполнителя.

«Он не оставит почвы для споров между Минобороны и промышленными предприятиями. В документе будет четко выработана формула цены как для заказчика, так и для исполнителя и будут предусмотрены все возможные формы контрактов», — подчеркнул зампред комитета. Сергей Жигарев Жигарев Сергей Александрович Жигарев
Сергей Александрович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0127 (Щелковский – Московская область)
убежден, что после принятия закона, такой ситуации, как сегодня сложилась с поставками подлодок «Борей» Объединенной судостроительной корпорацией, априори не будет. Планируется, что законопроект будет рассмотрен в первом чтении на заседании Госдумы 15 мая 2012 года. Сергей Жигарев Жигарев Сергей Александрович Жигарев
Сергей Александрович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0127 (Щелковский – Московская область)
сообщил также, что в комитете по обороне рассчитывают, после проведения необходимых консультаций и слушаний со всеми заинтересованными сторонами, которые помогут устранить все недоработки документа, принять проект закона в окончательном чтении к октябрю-ноябрю текущего года.