Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Для меня большая честь выступать в стенах вашего университета. Я только что посмотрел галерею тех выдающихся деятелей политики, науки и культуры, которые выступали с лекциями перед вами, поэтому повторю, что для меня огромная честь оказаться в этой очень достойной компании.
Ваш университет носит имя выдающегося ученого, моего земляка, петербуржца Льва Николаевича Гумилева, 100-летие со дня рождения которого будет широко отмечаться в этом году в наших государствах. Он внес поистине очень существенный вклад и в развитие и в обоснование евразийской идеи, показав в своих трудах, работах общность исторической судьбы наших народов, образующих, по его мнению, единый суперэтнос. И знаменательно, что ваш университет называется Евразийским.
В современных условиях евразийская интеграция, несмотря на очевидные трудности роста, поступательно развивается во всех сферах экономической и общественно-политической жизни. И не будет преувеличением сказать, что к этим интеграционным процессам на Евразийском пространстве приковано внимание мировой общественности и, в первую очередь, конечно, народов, входящих в Содружество Независимых Государств. Поэтому в своем выступлении я хотел бы остановиться на некоторых итогах, проблемах и перспективах евразийской интеграции.
После распада Советского Союза в СНГ преобладали центробежные тенденции. В 90-е годы прошлого века они были в какой‑то мере обоснованы необходимостью формирования государственности, разными подходами к проведению реформ, неразрешенными конфликтами, в том числе и военными, которые были как следствие распада Советского Союза. Вместе с тем, сказывалось и стремление найти новых партнеров за пределами евразийского пространства, упрощенное представление о путях интеграции в мировую экономику.
В этих условиях Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев в марте 1994 года, выступая в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова, впервые обосновал идею создания Евразийского Союза, основанного на принципах экономической целесообразности, равенства и добровольности. Именно эта идея стала базовой для объединительных процессов на постсоветском пространстве, самую активную роль в которых всегда играла Республика Казахстан.
Образование в мае 1996 года в Астане Евразийского университета осуществлялось, насколько я знаю, также именно в том числе в целях претворения в жизнь идеи Евразийского Союза. Приоритет евразийской интеграции полностью поддерживается и в России. Президент Российской Федерации В.В.Путин, в своем выступлении здесь, в 2000 году, во время открытия филиала Московского университета, особо подчеркивал позитивный заряд, который несут в себе идеи евразийства для современности.
Казахстанская почва особенно благоприятна для объединительных проектов. Здесь в прекрасной новой столице Астане было учреждено Евразийское Экономическое Сообщество, призванное обеспечить более высокий уровень интеграции по сравнению с Содружеством Независимых Государств, особенно в экономической и социальной сферах.
В рамках ЕврАзЭС была создана полноценная зона свободной торговли, велась работа по учреждению Таможенного союза и Единого экономического пространства, были сформированы государственные и общественные институты евразийской интеграции.
Так, с 2006 года финансирование крупных инвестиционных проектов на постсоветском пространстве осуществляет Евразийский банк развития. Интенсификации бизнес-контактов способствует Евразийский Деловой Совет. Преодолению последствий глобального финансового кризиса реально помогает созданный в 2009 году Антикризисный фонд ЕврАзЭС.
В целях развития инновационной экономики действует Центр Высоких Технологий ЕврАзЭС.
Существенный вклад в формирование общего информационного пространства вносит Евразийский Медиа форум. И конечно, в этой аудитории нельзя не отметить Ассоциацию евразийских университетов, много делающую для формирования евразийского образовательного пространства.
В мае этого года мы будем отмечать 10-летие Организации Договора о коллективной безопасности, в которой председательствует в нынешнем году Республика Казахстан. Учреждение ОДКБ – это прямое воплощение евразийской идеи о военно-политической сфере. Создание системы коллективной безопасности, в ее рамках коллективных сил оперативного реагирования, миротворческих сил – необходимый и адекватный ответ на вызовы и угрозы современного мира.
Опыт ЕврАзЭС показал разную степень готовности государств к интеграционному сотрудничеству. По уровню социально-экономического развития на сегодняшний день соответствуют требованиям евразийской интеграции Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. Поэтому участниками Таможенного союза, в полной мере заработавшего в прошлом году, пока являются только эти три государства.
Успешная деятельность Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволила перейти в этом году к следующему этапу Евразийской экономической интеграции. С 1 января введен в действие пакет из 17 международных договоров Единого экономического пространства в составе «тройки» государств, что позволяет нашим странам обеспечить свободное перемещение товаров, а со временем услуг, информации, капиталов и рабочей силы – вплоть до равного доступа к услугам естественных монополий.
За последнее время, как видим, произошли заметные «прорывы» на евразийском интеграционном направлении. И конечно важно, чтобы работа парламентов наших стран не отставала от интеграционных тенденций на Евразийском пространстве. В поле нашего зрения должны быть формирование и развитие Евразийских наднациональных институтов, дальнейшее сближение, гармонизация и унификация национальных законодательств.
Убежден, что решение такой амбициозной задачи, как создание к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза, потребует серьезной перестройки всей системы межпарламентского взаимодействия в его евразийском измерении. В результате, на наш взгляд, должен быть создан Евразийский парламент. Конечно, эта задача не может быть решена сразу и предполагает поэтапное преобразование Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС в Евразийскую Межпарламентскую Ассамблею, а затем – в полноценный Евразийский парламент.
Хотел бы подчеркнуть, что идея создания (цитирую) «наднациональной структуры, объединяющей парламентариев наших стран», так же как многие другие евразийские инициативы, принадлежит Президенту Республики Казахстан Нурсултану Абишевичу Назарбаеву.
С 1 февраля начал действовать первый межгосударственный регулирующий орган на постсоветском пространстве – Евразийская экономическая комиссия. Основные ее решения потребуют приведения в соответствие с ними национальных законодательств, а значит, и предварительной парламентской экспертизы. Поэтому уже в ближайшее время необходимо наделить рядом существенных полномочий планируемую к созданию Евразийскую Межпарламентскую Ассамблею. В частности, она должна будет разрабатывать Основы законодательства в базовых сферах правоотношений, которые после рассмотрения Высшим евразийским экономическим советом приобретут директивный характер.
Евразийская экономическая интеграция возможна только при вовлечении в этот процесс широких слоев общественности наших стран. В этом плане евразийский парламентский орган мог бы сыграть важную роль. Речь идет о выработке рекомендаций для Высшего евразийского экономического совета, обращениях с запросами и рекомендациями к Евразийской экономической комиссии, Евразийскому суду, а также к парламентам стран-членов и стран-партнеров нового интеграционного объединения.
В рамках формируемого евразийского парламентского органа будут взаимодействовать парламентские делегации государств-членов Единого экономического пространства: Белоруссии, Казахстана и России, а также партнеров по сотрудничеству: Кыргызстана и Таджикистана, наблюдателей из других парламентов.
Единое экономическое пространство открыто для приема новых членов и партнеров. И по мере готовности и при наличии политической воли оно, безусловно, будет расширяться. Представляется, что участие парламентов-партнеров в Евразийской Межпарламентской Ассамблее будет важной предпосылкой для более тесного подключения к интеграционным процессам. Во время моего недавнего визита в Украину мы обсуждали с руководством страны и с коллегами по парламенту пути участия Украины в евразийской интеграции.
В период 2012–2014 годов должны быть созданы все условия для подписания в 2015 году всеобъемлющего Договора о Евразийском экономическом союзе, подготовленного на основе кодификации и развития договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России. В рамках этого Договора, на мой взгляд, и можно будет рассматривать в полном объеме вопрос о создании Евразийского парламента. В частности, наделения его законодательными и контрольными полномочиями по аналогии с Европейским парламентом. Это в свою очередь сделает актуальным и постановку вопроса о порядке формирования Евразийского парламента на основе прямых демократических выборов.
Успех евразийской интеграции определяется результативностью социально-экономической модернизации. Чем выше будет качество жизни и эффективность экономики наших стран, тем привлекательнее для соседних государств будет участие в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.
В этой связи хотел бы отметить, что Казахстан, проведя масштабные социально-экономические реформы, прочно занял мощные позиции в экономике Содружества. В свою очередь Российская Федерация имеет самую большую динамику роста экономики среди стран «Большой восьмерки».
Высокими темпами развиваются двусторонние связи Российской Федерации и Казахстана во всех сферах общественной жизни: экономике, культуре, военно-политическом сотрудничестве. Только за прошлый год товарооборот между нашими странами вырос более чем на 30% и составил около 22 млрд. долларов. Еще важнее, что углубляется производственная кооперация между бизнес-структурами, интенсифицируются межрегиональные связи, создается по‑настоящему инновационная экономика. Пример такого взаимодействия — создание российско-казахстанского «Венчурного Фонда Нанотехнологий».
Главное, что в наших странах — самый высокий уровень жизни в Содружестве. Вместе с тем, многое еще предстоит сделать, чтобы производительность труда и реальные доходы населения наших стран сравнялись с показателями ведущих стран Европейского Союза.
Ровно две недели назад Государственная Дума заслушала отчет Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, избранного президента. В своем выступлении он предложил Программу мер по ускорению темпов структурной перестройки экономики и перевода ее на инновационный путь развития, улучшению делового климата, повышению уровня благосостояния граждан Российской Федерации. Парламентарии поддержали предлагаемые меры и скоординируют свои усилия с Правительством Российской Федерации по законодательному обеспечению этих приоритетных целей.
Сегодня я встречался с председателями палат Парламента Казахстана и знаю, что в центре внимания ваших парламентариев также законодательное обеспечение программы Президента Республики Казахстан по социально-экономической модернизации как главного вектора развития республики.
Это еще один пример того, что наши страны и парламенты движутся «параллельным курсом».
Структурная перестройка экономик наших стран, освобождение от сырьевой зависимости и существенное увеличение роли высокотехнологичных отраслей будет способствовать как евразийскому сотрудничеству, так и интеграции наших стран в мировую экономику, наращиванию экспорта несырьевых товаров. В этой связи возникает вопрос: как соотносятся Евразийская экономическая интеграция и вступление во Всемирную торговую организацию?
В своем практическом сотрудничестве Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация руководствуются базовыми нормами и правилами Всемирной торговой организации. Поэтому вступление России и Казахстана в ВТО не помешает евразийской интеграции. Важно то, что в ходе переговоров о вступлении в ВТО наши правительства отстаивали общие интересы Таможенного союза и не брали на себя какие‑то повышенные, по отношению к базовым нормам ВТО, обязательства, как, кстати, это сделали некоторые страны СНГ, стремясь любой ценой и в самые сжатые сроки стать членом ВТО.
Государственная Дума при рассмотрении договоренностей о вступлении в ВТО будет руководствоваться именно таким подходом.
В прошлом году в вашем университете успешно прошёл международный форум «Казахстан и евразийская идея в современном мире». Эта тема, безусловно, еще не раз будет предметом научных дискуссий.
Вспоминая труды Л.Н.Гумилева, применительно к сегодняшним реалиям, хотел бы сказать: одним из принципиальных вопросов является соотношение евразийской и европейской интеграции. Современную евразийскую и евроатлантическую культуру объединяют приверженность демократи-ческим общечеловеческим ценностям, верховенство законов, защита прав человека, принцип разделения властей, рыночная экономика.
Вместе с тем очевидны и отличия православной и мусульманской этики Евразии от ценностей, господствующих на Западе: ориентация на коллективизм, а не на индивидуализм; неприятие стремления к умножению богатства любыми путями; уважение роли государства в условиях сурового континентального климата; территориально-отраслевые особенности. Наконец, важны и отличия от провалившейся политики европейского мультикультурализма, нашего многовекового опыта мирного сосуществования и сотрудничества народов Евразии, которые прибыли не из других стран и не в последние годы, а веками вместе жили и работали на этой территории.
Я думаю, что исследования диалектики евроцентризма и азиацентризма в евразийской интеграции имеют большое, как научное, так и практическое значение. Неправомерно как отождествление, так и полное противопоставление Европейского и Евразийского векторов развития, трактовки Европейского как антиевразийского или Евразийского как антиевропейского.
Первый подход проявляется в боязни, что участие в Таможенном союзе и ЕЭП сделает невозможным европейскую ориентацию государства. В результате такой идеологии некоторыми политиками оправдывается неучастие в интеграционных проектах, очевидно выгодных экономически всем участникам.
Сторонники другого подхода по существу отрицают общеевропейские ценности и возможность создания общеевропейского пространства от Ванкувера до Владивостока. Они, мягко говоря, сдержано относятся к нашему вступлению в ВТО, зачастую не видят в евроатлантических государствах партнеров.
В этой связи хотел бы обратить внимание, что в Декларации о Евразийской экономической интеграции президенты наших государств подчеркнули целесообразность проведения скоординированной работы в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства по вопросам гармонизации и взаимного сближения интеграционных процессов в Евроатлантике и Евразии.
* * *
Завершая выступление, я хочу высказать уверенность, что теория и практика евразийской интеграции будут успешно развиваться. И не сомневаюсь, что существенный и чувствительный вклад в эти исследования, как теоретические, так и практические работы внесет и студенчество, и профессорско-преподавательский состав вашего университета.
Я всем вам желаю больших успехов и в учебе, и в нашем общем деле евразийской интеграции. Спасибо большое!