Законопроект о ведении уровней высшего образования нуждается в доработке - с "круглого стола", прошедшего в Госдуме 5 июня 2007 года

Комитет по образованию и науке провел «круглый стол» на тему: «Установление уровней высшего образования: проблемы нормативно-правового регулирования».

В дискуссии приняли участие депутаты, представители Министерства образования и науки, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, общественных организаций руководители российских вузов.

Открывая «круглый стол», председатель Комитета Николай Булаев Булаев Николай Иванович Булаев
Николай Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
напомнил, что 16 мая Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий введение самостоятельных уровней высшего профессионального образования. При этом, Н.Булаев подчеркнул, вопросы о том, сколько будет направлений подготовки специалистов, где будут готовить бакалавров, магистров и специалистов — не предмет регулирования закона, проект которого обсуждается.

«Вопрос о том, по каким направлениям подготовки можно будет присвоить какую‑либо из трех квалификаций: „бакалавр“, „магистр“ или „специалист“, — будет определяться наличием для этой квалификации соответствующего государственного образовательного стандарта. В настоящее время такие стандарты разрабатываются», — сказал он.

Ректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, президент российского союза ректоров Виктор Садовничий, назвав обсуждаемый законопроект «очень принципиальным и важным», сказал: «Речь идет о совершенно новом принципе построения системы высшего образования. Здесь стоит над всем задуматься. Важно не потерять качество образования и его фундаментальную составляющую. После перехода на систему „бакалавр-магистр“ встанет вопрос, что будет со степенями „кандидат наук“ и „доктор наук“. Не ясно пока, сколько будет бакалавров, сколько магистров. По оценке специалистов, с которой я согласен, по факту у нас будет возможность только 25 процентов выпускников бакалавриата принять на бюджетные места в магистратуру. Все остальное будет на платной основе».

«Надо категорически исключить трехлетний бакалавриат, как неудачное заимствование», — убежден В.Садовничий. Кроме того, президент российского союза ректоров предложил дать вузам возможность по согласованию с работодателями, учредителями и лицензирующими органами самостоятельно определять направления обучения. «Московский университет, безусловно, будет заявлять свое право готовить пятилетних специалистов по физике, химии, математике, биологии. В противном случае это будет означать сокращение сроков обучения», — сказал В.Садовничий.

Заместитель директора департамента Министерства образования и науки Нелли Розина сообщила, что в течение двух лет в рамках проектов федеральной целевой программы развития образования и отраслевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» разрабатывались подходы к формированию стандартов третьего поколения. По ряду направлений подготовки спроектирован сокращенный перечень специальностей, которые предполагается сохранить как монопрограммы.

Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин Смолин Олег Николаевич Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
отметил, что Болонская декларация допускает широкую степень свободы выбора для образовательных учреждений. «Хочешь европейский диплом — переходи на европейскую систему академических степеней, не хочешь — твоё дело», — пояснил он. Критикуя законопроект, О.Смолин сказал, что документ разработан для экономии бюджетных средств и создания элитарной системы образования. По словам О.Смолина, проект закона в редакции, предложенной Правительством, резко ограничивает свободу высших учебных заведений. «По действующему закону, — пояснил он, — право выбора между двухступенчатой или непрерывной программой обучения принадлежит вузу. По новому закону оно передается Правительству. Не думаю, что это правильно. Проект ограничивает и свободу студента в выборе траектории обучения. Кроме того, законопроект лишает магистров права на отсрочку от армии».

Член Комитета по образованию и науке Владимир Семаго не согласился с таким заявлением. «Никто не собирается загонять вузы в прокрустово ложе жестких норм, но чрезмерная свобода ведет к отсутствию системы, — сказал он. — Закон после его принятия, несомненно, будет совершенствоваться. Через два-три года надо будет проанализировать правоприменительную практику и, возможно, внести в него поправки. Что касается элитарности в образовании, то она всегда существовала и будет существовать в мировой системе вузов. Однако закон совершенно не преследует цель разделить студентов на „белоподкладочников“ и нищих, обездоленных. Этого не будет».

Ректор Московского государственного института стали и сплавов Дмитрий Ливанов отметил, что переход к двухуровневой системе «серьезно улучшит» кадровую ситуацию в российских компаниях. По данным Д.Ливанова, в США диплом магистра получают около 17% выпускников школ, а в России — 95%. Российская экономика, считает ректор, не требует такого количества дипломированных специалистов. «Сегодня проблемные зоны, с точки зрения кадрового обеспечения, — это рабочие специальности и технологи», — сказал он.

Представитель ЦК профсоюза работников народного образования и науки Александр Цепков заявил, что профсоюз не может согласиться с предполагаемой датой вступления закона в силу. «Ввести закон в действие с 1 сентября 2007 года нереально, ведь надо подготовить абсолютно новые планы и программы, переучить преподавательский корпус. Мы считаем, что закон должен быть введен в действие с 2009 года», — сказал А.Цепков.

Президент Академии труда и социальных отношений Николай Гриценко заметил, что при опросах студентов и абитуриентов лишь единицы изъявляют желание быть бакалаврами. Он также высказал опасение, что подготовка специалистов и магистров будет осуществляться преимущественно в негосударственных вузах.

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Елена Геворкян считает, что проект не предусматривает сокращения свободы вузов. Однако условия лицензирования магистратуры должны измениться. «Они должны стать более жесткими и соотноситься с требованиями работодателей и выпускников как основных потребителей образовательных услуг», — пояснила Е.Геворкян. Коснувшись вопроса о предстоящем вводе в действие образовательных стандартов следующего поколения, она отметила, что система оценки качества образования «будет сложной», ведь оценивать придется уже не условия, а результат. В законе, по мнению Е.Геворкян, необходимо определить переходный период. Некоторое время вузы вынуждены будут жить с двумя лицензиями: они должны будут доучить по одной лицензии и начать обучать по другой.

Декан факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Ясен Засурский обратил внимание участников дискуссии на стратегическое значение обсуждаемого закона. Он отметил, что предполагаемая реформа создает дополнительные условия для «утечки мозгов».

«Степень „бакалавр“ не дает возможности для полной реализации в России, но дает возможность спокойно отправиться в любую страну, прежде всего, в США, и там получать дальнейшее образование, — сказал Я.Засурский. — Если учесть, что наши вузы не имеют необходимой технической и технологической базы для обеспечения высокого уровня магистрского образования, думаю, принятие закона будет способствовать дальнейшей „утечке мозгов“.

Президент всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков отметил, что смысл Болонского процесса — создать единый рынок труда в Европе и оградить европейское пространство от американской системы образования. Вместе с тем, он высказался за создание гибкой системы подготовки профессиональных кадров. «Мы должны понимать, что уровень специалистов, подготовленных в рамках Болонского процесса, значительно ниже уровня российских специалистов, и это признают наши европейские коллеги, — сказал С.Комков. — Европейская степень PHD ниже уровня нашего дипломника. Если мы перейдем на этот статус, мы резко понизим уровень и статус наших кандидатов и докторов наук».

Проректор Высшей школы экономики Борис Рудник предложил законодательно установить, что магистратура нуждается в повышенном финансировании.

Подводя итоги обсуждения, Николай Булаев Булаев Николай Иванович Булаев
Николай Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
сказал: «Мы прекрасно понимаем, что законопроект, являясь во многом техническим, создает условия для жесткой конкуренции в системе высшего профессионального образования. Как только заработает система конкурсного отбора в магистратуру, мы увидим, что часть вузов эти конкурсы проиграет. Но мы создадим конкурентную среду, в которой будет побеждать умнейший и сильнейший».

Одновременно председатель Комитета признал, что законопроект, «несомненно, нуждается в доработке». В частности, необходимо уточнить положения, касающиеся сроков обучения в бакалавриате и отсрочки от армии для учащихся магистратуры. Председатель Комитета не исключил, что в процессе доработки появится поправка, в соответствии с которой, некоторые вузы, где «сложилась система, профессура, есть необходимая материально-техническая база», вузы которые выиграли инновационные гранты, сохранят специалитет и по тем направлениям, по которым он в соответствии со стандартами нового поколения не будет предусмотрен. По мнению Н.Булаева, такая норма может носить временный характер.

Н.Булаев сообщил, что во втором чтении законопроект планируется рассмотреть в начале июля.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ