Комитет по образованию провел парламентские слушания на тему: «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества».
В дискуссии приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов законодательной и исполнительной власти, ученые, педагоги, специалисты сферы социальной защиты и реабилитации инвалидов.
Открыл слушания председатель Комитета по образованию Александр Дегтярев
Дегтярев
Александр Николаевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
. Он сообщил, что 10 апреля Президент внес на ратификацию в Госдуму Конвенцию ООН по правам инвалидов. Документ имеет принципиальное значение для реализации планов и программ в области государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Конвенция направлена на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, ликвидацию дискриминации по принципу инвалидности.
Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в России существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, включающих дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида и специальные коррекционные образовательные учреждения.
Внедрение инклюзивного образования, по словам А.Дегтярева, сталкивается не только с трудностями организации безбарьерной среды, но и с препятствиями социального свойства. Часто это стереотипы и предрассудки, отказ учителей, школьников и их родителей принять такую форму обучения. Между тем, «инклюзивное образование учит воспринимать инвалида как равного, с другой стороны инвалид приспосабливается к тому, чтобы жить не среди своих, а как полноценный гражданин среди всех», отметил председатель Комитета.
Заместитель директора департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки Сергей Вителис сообщил, что нормы, регламентирующие особенности получения образования инвалидами, включены в проект нового базового закона об образовании, который готовит Правительство. На создание сети базовых образовательных учреждений общего образования для инклюзивного обучения выделено 9 млрд. рублей из федерального бюджета и примерно столько же из региональных. Это даст возможность в течение пяти лет создать безбарьерную среду в 20% общеобразовательных школ. По словам С.Вителиса, почти 240 тысяч, или более половины детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в обычных школах.
Наряду с необходимостью введения инклюзивного обучения С.Вителис высказался за сохранение сети коррекционных образовательных учреждений и развитие надомного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева
Яковлева
Татьяна Владимировна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, отметив, что обсуждаемая проблема затрагивает интересы каждой десятой семьи, обратила внимание участников дискуссии на то, что большинство школ — это школы старой постройки и создать в них безбарьерную среду подчас просто невозможно. «Но пандусы, дверные проемы и туалеты — это еще не безбарьерная среда, — сказала она. -Школьная медицина пока отсутствует. Медицинских кадров в школах нет. Не определен статус учителя дистанционного образования».
Депутат Валерий Селезнев
Селезнев
Валерий Сергеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
выразил надежду, что инклюзивное образование не окажется на поверку просто модным трендом, а работа по внедрению такого обучения будет системной.
Депутат Ирина Мануйлова
Мануйлова
Ирина Викторовна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметила, что необходимо обеспечить реализацию инклюзивного образования не только в крупных городах, но и в отдаленных сельских школах.
Депутат Марина Назарова
Назарова
Марина Юрьевна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
указала на необходимость правовых гарантий не только для детей с ограниченными возможностями и их родителей, но и гарантий социальной и профессиональной защиты педагогов. Она также заметила, что при существующем нормативно-подушевом финансировании инклюзивное образование — роскошь, доступная далеко не каждому образовательному учреждению.
Директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Николай Малофеев, назвав образовательную интеграцию закономерным этапом развития системы образования, вместе с тем отметил, что попытка подмены специального образования тотальной инклюзией и ее поспешное широкое внедрение могут привести к потере лицами с ограниченными возможностями здоровья права получить образование, обеспечивающее продвижение в психическом и социально-культурном развитии. Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации. «Та или иная модель интеграции должна быть доступна и полезна ребенку. При этом она не должна препятствовать получению качественного образования нормально развивающимися детьми», — сказал Н.Малофеев, добавив, что в отсутствие специального федерального государственного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья инклюзия оказывается неэффективной формой образования.
Депутат Михаил Терентьев
Терентьев
Михаил Борисович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
указал на необходимость на законодательном уровне четко определить, что такое «инклюзивное образование».
Первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин
Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
, заметив, что примерно 200 тысяч детей-инвалидов в России не получают образование, констатировал, что создание безбарьерной среды потребует сверхнормативного финансирования.
По итогам обсуждения Федеральному Собранию рекомендовано включить в законодательство об образовании нормы, обеспечивающие реализацию права всех нуждающихся детей на получение бесплатной коррекционной помощи в раннем детском возрасте, право выбора образовательных учреждений — общих или специальных, гарантии создания в образовательных учреждениях условий для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Правительству предложено создать государственную систему учета, статистики и мониторинга инвалидов, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволит прогнозировать их потребности в образовании и психолого-педагогической помощи.
По мнению участников парламентских слушаний, необходимо также установить специальные федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающие необходимость специального обучения для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих детей, а также для детей с умственной отсталостью, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития.