9 апреля в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему «Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: конституционные основания и особенности законодательного регулирования».
Об актуальности проблемы, о том, какой эффект даст переход к выборной модели высшего должностного лица исполнительной власти субъекта РФ, а также об основных моментах, на которых следует акцентировать внимание при доработке законопроекта ко второму чтению, рассказал председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев
Кидяев
Виктор Борисович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
: «Баланс интересов государства и общества – необходимое условие стабильности в стране. Постепенно разного рода демократические механизмы вкрапляются в принципы территориально-государственного строительства и функционирования политической системы. Идёт масштабная реформа политической системы, направленная на создание условий для большего участия граждан в жизни страны. Один из важнейших шагов – изменение принципа наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (губернаторов) с назначения на выборность.
Напомню, институт выборности губернатора уже действовал ранее в истории Российской Федерации. Когда общественно-политическая конъюнктура требовала усиления вертикали власти, наряду с избираемым губернатором в субъекте работали агенты центральной администрации – полномочные представители Президента РФ. Сейчас актуальным является развитие территорий, усиление роли регионов в федеративном устройстве. Происходит усиление региональной власти – например, многие федеральные полномочия передаются субъектам. Остро ощущается запрос на повышение участия населения в формировании органов региональной власти, которое, однако, должно сочетаться с контролем со стороны федерального центра.
Внесённый Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым и уже принятый Государственной Думой в первом чтении законопроект, возвращающий в российское законодательство принцип выборности глав регионов, повысит ответственность избранного должностного лица перед гражданами и одновременно укрепит доверие граждан к избираемой ими власти. Данный принцип позволит формировать органы региональной исполнительной власти в большем соответствии с ожиданиями граждан, будет способствовать повышению легитимности региональной исполнительной власти, что приобретает особую значимость в условиях развития демократического государства. Кроме того, институт выборов губернаторов обеспечит дополнительную прозрачность работы исполнительных органов.
При возвращении института выборов справедливо будет установить, что одно лицо не может занимать высшую должность в субъекте более двух сроков подряд. Все мы знаем, что аналогичное ограничение предусмотрено Конституцией для Президента Российской Федерации. Была такая норма и в 184-ом Федеральном законе.
В целях обеспечения единства правового регулирования на федеральном и региональном уровнях, а также в органах законодательной и исполнительной власти, мы также предлагаем чётче прописать требования к лицам, претендующим на избрание высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Если, например, неснятая судимость препятствует избранию на пост Президента или получению мандата депутата Государственной Думы, мы полагаем, что для замещения должности губернатора подобное ограничение тоже весьма уместно.
Также мы предлагаем конкретизировать нормы законопроекта об отрешении от должности губернатора. Коррупционная деятельность, а также конфликт интересов представителями органов федеральной власти, с главами муниципальных образований, с гражданским обществом – вещи, безусловно, опасные. Наш Комитет поддерживает борьбу с ними. Но без чётких правовых оснований (в том числе с участием суда) этот важный механизм правильно работать не будет. По таким же основаниям нами предлагается и уточнение в части процедуры отзыва высшего должностного лица субъекта. Эта процедура должна быть детально описана в законе субъекта Федерации. Подробное обоснование всех названных мною замечаний мы представили в заключении Комитета к первому чтению. Были нами подготовлены и поданы соответствующие поправки. Надеюсь, они будут учтены ко второму чтению.
Народ действительно должен принимать активное участие в формировании органов власти. Эта тенденция явственно прослеживается, и не только в вопросе выборов глав регионов. Например, сейчас на общественное обсуждение выносится разрабатываемый Советом Федерации законопроект о переходе к выборам сенаторов, крайне важный с точки зрения сближения принципов наделения полномочиями законодателей верхней и нижней палаты. Показателен и сам факт его представления на общественное обсуждение: участие граждан в формировании правового поля также является неотъемлемым атрибутом демократии. Следует также рассмотреть возможность закрепления муниципального участия в данном вопросе: предусмотреть обязательность поддержки кандидата на должность сенатора частью муниципальных депутатов.
Наконец, хотелось бы сказать о тех моментах, которые не закреплены ещё в законопроекте о выборах губернатора, но целесообразность которых очевидна. Во‑первых, это опять же муниципальное участие – обязательность поддержки кандидата частью депутатов муниципальных законодательных собраний и глав администраций. А во‑вторых, необходимо прописать обязательность наличия у кандидата на пост губернатора практического опыта работы в органах исполнительной власти (о сроке предстоит подумать дополнительно, опять же это решение должно быть согласованным). Данные меры позволят сформировать в субъектах Российской Федерации профессиональную систему управления и по‑настоящему легитимную власть».