Иранский вопрос обсужден на «круглом столе» в Госдуме
Комитет по международным делам провел «круглый стол» на тему: «Иранский вопрос и внешняя политика России». В дискуссии приняли участие депутаты, эксперты в области геополитических, военных проблем, специалисты по Ближнему и Среднему Востоку.
Открыл и вел «круглый стол» председатель Комитета по международным делам Алексей Пушков
Пушков
Алексей Константинович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
. Он отметил, что иранский вопрос рискует стать ключевой проблемой 2012 года и по драматизму может перекрыть сирийскую. Существует несколько сценариев, среди них и военный. «Судя по заявлениям ряда государств, он становится все более вероятным, что вызывает большую тревогу», — сказал А.Пушков. Многое, по его словам, будет зависеть от переговоров представителей Ирана и шести стран-посредников по урегулированию ядерной проблем, которые начнутся 13 апреля.
«К сожалению, пока ситуация идет по пути обострения», — сказал председатель Комитета.
Подвергнув сомнению рациональность американской внешней политики, А.Пушков отметил, что в Иране недооценивают военную угрозу. Многие говорят о ядерном оружии Ирана как о состоявшемся факте, а до этого пока далеко. Сами же иранцы ясного ответа не дают. «Хотя твердых доказательств продвинутой работы над ядерным оружием нет, остается неясным, хочет ли Иран стать ядерной державой или пороговым государством, имеющим технологию для создания ядерного оружия, но не само оружие, или Иран действительно занимается исключительно мирными проектами, — сказал А.Пушков. — Мы должны исходить из Договора о нераспространении ядерного оружия. Иран — часть этого Договора и несет определенные обязательства».
В то же время, по словам А.Пушкова, взамен на отказ от ядерного оружия необходимо предложить Ирану другие гарантии безопасности.
Президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов заявил, что не ядерное оружие является основной причиной готовящегося удара. Война против Ирана — это война против России, уверен он.
«На Ближнем и Среднем Востоке проводится операция, цель которой — через дестабилизацию региона сыграть против Китая, России и Европы», — сказал Л.Ивашов. При раскрутке военного сценария Китай и Европа останутся без ближневосточной нефти, но основной удар придется по России: война придет к ее границам, дестабилизирует ситуацию на Кавказе и ущемит российские позиции на Каспии.
По мнению Л.Ивашова, Иран стремится обеспечить себе безопасное развитие и более высокий статус в исламском мире и появление у Ирана ядерного оружия может сделать регион стабильнее.
«Ядерное оружие после лишения монополии на обладание им из оружия превращается в сдерживающий фактор», — сказал эксперт, по мнению которого Россия может остановить опасное развитие ситуации. В частности, следует потребовать экстренного заседания Совета Безопасности ООН, поставив вопрос об угрозе международному миру и о вмешательстве во внутренние дела. Есть возможность сформировать коалицию государств, которые не желают войны, и выступить с конкретными заявлениями и действиями. Л.Ивашов видит в возможной коалиции Китай, Индию и Турцию.
Высказавшись против санкций в отношении Ирана, Л.Ивашов предложил приостановить соглашение между министрами обороны РФ и Израиля об обмене разведывательной информацией по Ирану и другим странам, а также инициировать вопрос о безъядерной зоне региона, сместив тем самым акцент с иранской ядерной проблемы на израильскую и американскую, и обсудить вопрос о гарантиях безопасности Ирана, Израиля и других стран того же Персидского залива.
Старший вице-президент ПИР-Центра Евгений Бужинский отметил, что военный сценарий в Иране — путь в никуда. «Он трудно осуществим с военной точки зрения». Более того, вероятность военного удара только ускорит реализацию иранской ядерной программы, если таковая существует.
Ядерное сдерживание, по мнению Е.Бужинского, могло бы работать и на Ближнем Востоке: тогда Иран и Израиль пошли бы на заключение каких‑то соглашений. Но с другой стороны, если будет доказано, что Иран обладает ядерным оружием, Договору о нераспространении «придет конец» и «в этих делах воцарится хаос».
Первый заместитель председателя Комитета по международным делам Леонид Калашников
Калашников
Леонид Иванович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 159 (Тольяттинский - Самарская область)
предложил вернуться к вопросу о вступлении Ирана в ШОС.
Посол по особым поручениям МИД Александр Садовников отметил, что «шестерка» остается одним из инструментов, который позволяет в значительной степени ослаблять иранскую напряженность. Но Иран не до конца открыт и откровенен. предстоящие в апреле переговоры «могут начать процесс выруливания на какое‑то понимание того, какими путями можно было бы снять проблему». На данном этапе «шестерка» может сыграть ключевую роль, чтобы затормозить сползание к конфликту.
Сотрудник Института востоковедения РАН Елена Дунаева указала на кризис в иранской политическом истеблишменте. Противостояние исполнительной и законодательной власти мешают принятию решений внутри Ирана. Такое положение может продолжиться в Иране до выборов президента весной 2013 года.